Технический продакт менеджер на примере вакансии Яндекс Go

307
6 минут

Я периодически разбираю интересные вакансии, которые, на мой взгляд, сочетают в себе инновационный продукт, серьезную компанию, и при этом не требуют 100500 лет опыта (что редко). Сегодня вместе посмотрим на позицию в платформе для таксопарков в Яндекс Такси.

Почему в больших компаниях

По моему личному мнению, начинать (или продолжать после первой "разминочной" должности) надо пытаться с масштабрых контор. Скорости, задачи и профессионалы там такие, что при правильном подходе и старании можно будет прокачаться очень быстро, и, немаловажно, - иметь весомую строчку в резюме на всю жизнь. Поэтому, кстати, все рабочие соц сети усыпаны "ex Google, ex Facebook, etc" как это ни комично выглядит (а выглядит это и правда забавно), ведь такая "история" влияет на будущие наймы - планке IT-гигантов доверяют.

Еще одно преимущество таких компаний - разнообразность проектов. В том же Booking. com, где я работаю, можно поразвивать и перелеты, и проживание, и всякие музеи, а можно углубиться в платежи, системы маркетинга или залезть в инфраструктуру (что я, кстати, с удовольствием последние 6 лет и делал - и вы можете). И во всех перечисленных департаментах нужны как классические продакты, так и Tech PM, Machine Learning PM и Data Science PM. В сегодняшней вакансии нужен первый из них - технический продакт.

Про продукт

Итак, ребята в Яндекс.Go строят платформу для автоматизации работы таксопарков и, как следствие, интеграции с их приложением. Другими словами таксопарк сможет пользоваться экосистемой Яндекса, например, чтобы менеджить профили водителей и вести учет, строить маршрут или пользоваться платежкой для выплат за поездки. Ну и конечно - он же сможет вызвать API платформы и, например, получить заказ от Яндекса. Не бесплатно, конечно.

Все это значит, что понемногу образуется открытая платформа - вместо того, чтобы растить закрытую систему сервисов, Яндекс открывает свои API, становясь центром всех процессов. Конечно, на это уйдут годы, и начнется все с каких-то одиночных оптимизаций текущих систем таксопарков, но перспективы у проекта завораживающие.

Кстати, студенты нашего ProductDo курса "Tech для продакта" сейчас знающе кивают, у них на домашке как раз огромный кейс-симулятор по платформе такси :)

Про вакансию

Давайте прочитаем вакансию и поймем, что скрывается за короткими строчками. Я вам буду помогать - по должности я сам уже много лет пишу такие строчки. Сначала хорошие новости:

"Работали в роли менеджера продукта более года. Уровень: Младший—Старший"

Ура - не нужно иметь те самые убийственные для большинства новичков 3+ года опыта. Во многом это следствие того, что технических продактов на рынке пока попросту мало. А вот сразу и про это:

"Умеете «смотреть в код»: вам предстоит много общаться с командой разработки и валидировать технические решения. Умеете решать проблемы на стороне фронтенда и бэкенда."

Тут дают понять, что платформа - это не только про кнопочки, а еще и про создание экосистемы API для внешних интеграций, а значит в команде будут, скорее всего, много backend-девелоперов. И с ними надо уметь общаться про продукт.

Продукт в данном случае будет представлять собой набор "видимых" инструментов (frontend) и поддерживающих их сервисов (backend), соединяющих мир Яндекса и мир таксопарков.

Во-первых, это означает, у вас будет куча внутренних стейкхолдеров в виде продуктов/команд Такси, например: карты, платежка, саппорт, поиск автомобиля, личный кабинет водителя и тд. С другой стороны будет толпа внешних стейкхолдеров: таксопарки с разным уровнем автоматизации, требованиями, размером и так далее.

Продакт будет строить слой между двух миров: внутренние сервисы такси будут вызывать его API, чтобы "сказать" что-то таксопаркам, а таксопарки будут вызывать другую часть этого API, что сказать что-то сервисам такси. Платформизация продукта - крайне интересная задача!

Чтобы в ней преуспеть, надо понимать, что такое API, интеграция, архитектура и какие они бывают, как мерить здоровье сервисов с помощью SLI/SLO, как защищаться от аварий (которые в данном случае будут очень больны всем участникам). Технические знания уже стандарт в таких компаниях как Facebook, Google, Booking, Spotify, Uber, Stripe и вот они начинают доходить и до отечественных компаний. О том, что надо (и не надо) знать по теме я рассказываю на своем практическом курсе "ProdoctDo: Tech для продакта". Прокачивайте современные скиллы, это не так сложно, как кажется! Ну а я рад поделиться опытом.

А вот про "смотреть в код" в описании вакансии они, конечно, просто выражаются фигурально - читать и понимать его не придется - это территория девелоперов. Да и с таким количеством стейкхолдеров для этого времени не будет. На это сразу намекает следующая строчка (еще раз напоминая про понимание общей архитектуры-декомпозиции):

"Успешно справляетесь с работой в режиме мультизадачности: можете вести несколько проектов или продуктов одновременно, не теряясь в их декомпозиции. Можете общаться с представителями бизнеса для определения нужных им продуктовых решений и разрабатывать инструменты для их реализации;"

Дальше к техническим знаниям добавляется немного аналитики. На самом деле, если вы способны осилить технические требования выше, то написать запрос в SQL вам будет не страшно:

"Имеете опыт работы с большим объемом данных и умеете не только формулировать задачи для других команд, в том числе для аналитиков, но и не боитесь «работать руками», самостоятельно парсить логи и писать запросы на SQL"

Если по-простому, нужно быть не просто базовым продактом (и задавать правильные вопросы, которые за вас закодят другие), но и уметь задать те же вопросы самим данным с помощью какого-то языка (например, SQL). Этому, кстати, учит мой коллега PM Data Science из Booking в спец-курсе "Принятие продуктовых решений на основе данных". Ну и наконец:

"Cпособны визуализировать свои мысли в виде прототипов пользовательских интерфейсов. Cоздаете понятные презентации."

Тут продакту напоминают, что надо быть не только заумным технарем, а еще двигать продукт в понятном всем направлении и объяснять сложные вещи простым языком презентаций и ясных интерфейсов (будучи при этом заумным технарем "в свободное время").

Итог

Надеюсь, после внимательного разбора стало видно, как же многому на данной позиции можно научиться и сколько же всего построить, если понимать, куда копать. А именно опыт и насмотренность с годами и делают из вас профессионалов.

Если разбор понравился - с коллегами из Booking и Wise мы пишем похожие статьи и даем практические задачки в телеграм-канале "ProductDo: практика продакта" - заходите.

Ссылка на вакансию будет в первом комменте. Надеюсь, было полезно!

  • Комментарии
Загрузка комментариев...