Что такое страновой отчет
Страновой отчет – это разновидность налоговой отчетности, направленной на контроль трансфертного ценообразования.
Отчетность МГК (в том числе страновой отчет) введена в РФ в рамках реализации рекомендаций ОЭСР в отношении стандартов подготовки отчетности по трансфертному ценообразованию, разработанных в соответствии с Пунктом 13 Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), одобренного странами "Большой двадцатки" (G20).
Кто обязан представлять страновой отчет
По общему правилу представлять страновой отчет должна материнская компания международной группы компаний1 (МГК) или уполномоченный на то участник группы, если материнская компания/уполномоченный участник группы является (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ):
- или российской организацией;
- или иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ.
Это касается только тех МГК, которые по итогам финансового года получили доход (выручку) согласно консолидированной финансовой отчетности в размере (пп. 3 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ):
- от 50 млрд руб., если материнская компания группы - налоговый резидент РФ;
- от суммы, установленной законодательством иностранного государства или территории для возникновения обязанности для подачи их странового отчета, если материнская компания группы - налоговый резидент иностранного государства или территории.
Также страновой отчет может быть затребован налоговиками у участника2 международной группы компаний. Это правило не распространяется на участников МГК, которые являются иностранными организациями, получающими только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ).
1 Международная группа компаний (МГК) – это объединение организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которые связаны между собой участием в капитале и (или) осуществлением контроля, при одновременном соблюдении условий (п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ):
- по группе составляется консолидированная финансовая отчетность по требованиям российского законодательства или фондовых бирж, в том числе иностранных;
- в состав группы должны входить:
-
- хотя бы одна организация – налоговый резидент РФ или нерезидент РФ, который подлежит налогообложению в РФ через постоянное представительство. Если нерезидент не осуществляет деятельность через постоянное представительство в РФ и получает доходы от источников в РФ, которые облагаются по ст. 309 НК РФ, то это не приведет к возникновению МГК;
- хотя бы одна организация – налоговый нерезидент РФ или резидент РФ, который подлежит налогообложению в иностранном государстве через постоянное представительство.
2 Участники МГК (п. 2 ст. 105.16-1 НК РФ):
- организация или иностранная структура без образования юридического лица и ее постоянные представительства, которые входят в МГК;
- организация или иностранная структура без образования юридического лица и ее постоянные представительства, которые на конец финансового года относятся к МГК, но их финансовая отчетность не учитывается при составлении консолидированной отчетности группы из-за размера или несущественности данных об этих лицах.
Участники МГК обязаны представить страновой отчет по требованию налогового органа, за исключением случаев, когда:
- страновой отчет предоставлен материнской компанией или уполномоченным участником – налоговыми резидентами РФ (пп. 1 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ);
- в отношении материнской компании (уполномоченного участника), которая является налоговым резидентом иностранного государства, соблюдаются все следующие условия (пп. 2 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ):
-
- в иностранном государстве по закону представлен страновой отчет, содержащий информацию, аналогичную информации странового отчета по НК РФ;
- иностранное государство является участником международного договора РФ по международному автоматическому обмену страновыми отчетами на конец периода представления такого отчета;
- иностранное государство не включено в перечень государств, которые систематически не исполняют обязанности по автоматическому обмену страновыми отчетами;
- иностранное государство уведомлено, какой участник МГК обязан представить страновой отчет (если такое уведомление обязательно).
Фактически по требованию ФНС страновой отчет подает участник тех МГК, материнские компании и уполномоченные участники которых являются налоговыми резидентами иностранных государств, в следующих случаях (п. 7 ст. 105.16-3 НК РФ):
- государство включено в перечень стран, систематически не исполняющих обязанности по обмену страновыми отчетами;
- у ФНС России есть информация о том, что за рубежом страновой отчет не был представлен.
В какой срок нужно представить страновой отчет
По общему правилу страновой отчет должен быть предоставлен материнской компанией МГК или уполномоченным участником МГК в течение 12 месяцев с даты окончания отчетного периода (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ).
В тех случаях, когда страновой отчет предоставляет участник МГК по требованию ФНС России, его надо подать в срок, установленный в требовании. Этот срок не может составлять менее трех месяцев с даты получения требования (п. 7 ст. 105.16-3 НК РФ).
Какую информацию должен содержать страновой отчет
Страновой отчет должен содержать следующую информацию в обобщенном виде по каждому государству или территории (без разбивки по отдельным участникам) за отчетный период (п. п. 1, 3 ст. 105.16-6 НК РФ):
- об общей сумме доходов/выручки по сделкам (в т.ч. с разбивкой на сумму доходов/выручки по сделкам с участниками МГК и сумму доходов/выручки по сделкам с другими лицами);
- о сумме прибыли/убытка до налогообложения;
- о сумме исчисленного налога на прибыль (или его аналога);
- о сумме уплаченного налога на прибыль (или его аналога);
- о размере капитала (информация указывается на дату окончания отчетного периода);
- о сумме накопленной прибыли (на дату окончания отчетного периода);
- о численности работников;
- о величине материальных активов (на конец отчетного периода);
- идентификационные сведения о каждом участнике группы (включая: название государства/ территории, в соответствии с законодательством которого учрежден участник, название государства/территории налогового резидентства, основные виды деятельности каждого участника группы).
Источником этой информации, как правило, являются данные консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Формат странового отчета и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2018 N ММВ-7-17/123@.
Зачем нужен страновой отчет
Согласно п. 2 ст. 5 Типового соглашения между Федеральной налоговой службой РФ м компетентным органом иностранного государства об автоматическом обмене страновыми отчетами3, страновой отчет используется для:
- оценки рисков трансфертного ценообразования;
- рисков, связанных с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения
- экономического и статистического анализа.
Информация странового отчета не может использоваться в качестве замены подробного анализа трансфертного ценообразования в отдельных сделках и применяемых в них ценах, осуществляемого на основе полного функционального анализа и анализа сопоставимости. Информация в страновом отчете сама по себе не является самостоятельным доказательством того, что трансфертные цены являются или не являются обоснованными и, следовательно, корректировки трансфертного ценообразования не могут основываться только на информации странового отчета.
Однако не запрещается использование информации странового отчета в качестве основы для последующего исследования документов (информации) МГК, связанных с трансфертным ценообразованием или другими вопросами налогообложения, в ходе налоговых проверок, в результате которых могут быть сделаны обоснованные корректировки налогооблагаемой базы участника МГК.
3 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.08.2014 N 805.
На практике это означает, что по данным странового отчета в совокупности с информацией из глобальной и национальной документации налоговые органы могут:
- смоделировать цепочку создания стоимости товаров (услуг) группы;
- проследить структуру поставок и финансирования;
- определить функционал каждой компании;
- увидеть показатели:
- взаимозависимых контрагентов;
- функционально схожих компаний группы;
- конкурентов российских налогоплательщиков и пр.;
- выявить несоответствия между уровнем прибыли и фактическими функциями / активами / рисками (например, что прибыль до налогообложения в какой-либо юрисдикции в расчете на одного сотрудника существенно выше, чем в остальных).
Если на этом фоне показатели по российской юрисдикции окажутся относительно низкими, налоговые органы смогут прийти к выводу, что ценовые отношения в группе построены так, что занижают налоговую базу в РФ. В результате налоговые органы могут заявить, что рентабельность российской стороны недостаточно высока для целей трансфертного ценообразования.
Вообще сам план BEPS предусматривает определение семи индикаторов, четыре из которых можно рассчитать на основе показателей финансовой отчетности МГК, а три остальных – на основе общей статистической и макроэкономической информации о стране, а также на основе сравнительного анализа данных, полученных от других компаний с аналогичными видами деятельности.
Что будет, если не сдать страновой отчет
Предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб. (ст. 129.10 НК РФ). Штраф в таком же размере грозит и за отчет с недостоверными сведениями.
Однако есть и другие негативные последствия: непредставление отчета может повлечь для налогоплательщика репутационные риски, заронить у налоговых органов подозрения в манипуляциях с ценами и несправедливом распределении прибыли МГК.
Автор: Светлана Крапивенцева, руководитель департамента «МСФО» КСК ГРУПП