9 сентября с утра ВС уже рассмотрел дело Вероники Никишиной, экс-зампреда Лениногорского городского суда Татарстана, которую спустя несколько лет после ухода в отставку уличили в покупке поддельного диплома МГЮА (подробнее в материале «ВС решил судьбу судьи с поддельным дипломом»). В 2020-м ей пришлось написать заявление о прекращении отставки, но спустя год она решила подать жалобу, ссылаясь на давление.
Никишина отказалась от статуса судьи в отставке 7 июля 2020 года. В этот же день аналогичное заявление написала бывший мировой судья судебного участка № 1 по Лениногорскому району Наталья Бортникова. У нее похожая история: тоже нашли поддельный диплом московского вуза. Также Бортникова и Никишина в один день, 18 мая 2021 года, ознакомились с материалами дела и в один день, 16 августа, подали жалобу в Верховный суд. Как показало заседание, даже доводы у двух бывших судей похожи.
Дело Бортниковой рассмотрели тоже 9 сентября, только днем. Судья Вячеслав Кириллов спросил у нее: не считает ли она пропущенным срок исковой давности по оспариванию решения о прекращении полномочий судьи, ведь он составляет всего 10 дней. «Считаю, что нет», — ответила Бортникова. Она решила считать срок от 18 мая — дня ознакомления с материалами дела. В этот день экс-судья узнала, что она написала заявление о прекращении отставки по правилам пп. 4 п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей. Эта норма говорит о необходимости отставки в случае, если отставник занимается «деятельностью, несовместимой со статусом судьи».
«Я просила прекратить отставку по собственному желанию. И никакой деятельностью, несовместимой со статусом судьи, я не занималась».
— Почему председатель квалифколлегии доложил о том, что я обратилась с заявлением именно на этом основании? — спросила Бортникова представителя республиканской ККС Романа Давыдова, который также принимал участие в заседании.
— Исходя из сути заявления и той юридической нормы, которая в этом случае могла быть применена, — ответил он.
Рассказала экс-судья и об обстоятельствах, предшествовавших написанию заявления. «Мне сказали, что я не обучалась, что получила диплом незаконным путем, купила его. Но об этом объявили в некорректной форме. В Верховном суде Республики Татарстан мне было предложено написать заявление, и я это сделала», — описала свою версию событий Бортникова. Кириллов поинтересовался у бывшей судьи, понимала ли она, что из-за этого заявления лишится ежемесячного содержания. «На момент написания я находилась в стрессовом состоянии и не осознавала свои действия», — пожаловалась та.
«С июля 2020 года вы остались без средств к существованию, но почему вы так поздно обратились в Верховный суд? На что вы жили вообще?» — продолжил задавать вопросы Кириллов. Бортникова ответила: «У меня нет доводов и пояснений по этому вопросу».
Бортниковой не удалось оспорить решение ККС о прекращении ее отставки: Кириллов решил оставить ее административный иск без удовлетворения. Как и Никишина, Бортникова не смогла вернуть себе льготы, положенные отставникам.