Полицейский или бандит: 10 ролей Жан-Поля Бельмондо

127
5 минут
6 сентября на 89 году жизни скончался Жан-Поль Бельмондо. Среди ролей, прославивших его, — образы людей, которые стояли по обе стороны закона. Право.ru вспоминает десять самых ярких из них: благородных бандитов, беспринципных полицейских и вечных беглецов от правосудия.

«На последнем дыхании»

Дебютный полнометражный фильм Жан-Поля Годара произвел фурор в 1960 году и заложил основы французской «новой волны». В нем Бельмондо исполнил главную роль угонщика Мишеля, который убивает преследующего его полицейского. Молодой преступник пытается скрыться у любовницы, американской журналистки, но когда она узнает, что Мишель в розыске, то сдает его полиции. Молодой человек готов сдаться, но полицейские стреляют на поражение при задержании.

В основу сюжета лег реальный случай. В 1952 году депортированный из США Мишель Порталь угнал машину, чтоб приехать к больной матери, и убил полицейского-мотоциклиста на дороге в Понтуаз.

«Взвесь весь риск»

В картине Клода Соте Бельмондо исполняет роль молодого преступника, который единственный остается на стороне матерого бандита Абеля Давоса и даже готов ради него подставиться под полицейские пули. Образ самого Давоса основан на реальном лице — Абеле Дано, который сотрудничал с гестапо, а затем вступил в банду «врага общества № 1» Пьера Лутреля.

В год выхода фильм затмила «новая волна», но сейчас он считается классикой жанра.

«Месть Марсельца»

В  фильме 1961 года, основанном на романе Жозе Джованни «Отлученный», Бельмондо вновь воплотил на экране образ преступника. Рокка пытается доказать невиновность друга, но безуспешно, хотя и убивает подставившего его человека. Позднее Рокка и его друг, роль которого исполнил Пьер Ванек, оказываются в одной тюрьме и вместе выходят на свободу.

В 1972 году Бельмондо повторил эту роль в фильме «Клан марсельцев» — экранизации того же романа, которую поставил сам автор, Жозе Джованни.

«Картуш»

Главный герой приключенческого фильма 1962 года — реальное историческое лицо, Луи Доминик Бургиньон («Картуш» было его разбойничьим прозвищем). Он руководил бандой, численность которой достигала 2000 человек, и настолько контролировал преступный мир Парижа и Лиона, что ввел систему «пропусков», которые защищали раз ограбленных людей от новых посягательств.

Но в фильме Картуш имеет мало общего с историческим прототипом. Это французский Робин Гуд, который грабит только злых богачей и охотно раздает деньги бедным. Более корыстным преступникам такой подход оказывается не по нутру, и они сдают Картуша властям.

«Стукач»

В картине 1962 года по роману Пьера Лесу персонаж Бельмондо выступает по обе стороны закона сразу. Сильен ведет преступную жизнь, но дает наводки полиции. В центре сюжета организованное его приятелем Марселем ограбление, которое идет не по плану. Марсель думает, что Сильен сдал его полиции, а полицейские считают, что тот знает, где Марсель спрятал награбленное. Сильен организует Марселю алиби и вызволяет того из тюрьмы, но тот уже «заказал» предполагаемого предателя, и фильм завершается драматической перестрелкой.

«Старший Фершо»

Фильм 1963 года по роману Жоржа Сименона рассказывает о проворовавшемся банкире, который спасается от ареста, а по пути хочет прихватить заранее припрятанные в других странах активы. С собой в качестве компаньона и телохранителя он берет бывшего боксера Мишеля в исполнении Бельмондо. Молодой человек гораздо больше заинтересован в деньгах, чем в старике, и в конце концов исчезает с набитым долларами саквояжем.

Роман-превоисточник был вновь экранизирован в 2001 году как «Свободное падение». В этом фильме Бельмондо исполнил уже роль банкира-махинатора.

«Безумный Пьеро»

Четвертый фильм Годара, в котором принял участие Бельмондо. Его персонаж Фердинанд Гриффон живет скучной буржуазной жизнью, пока не встречает старую знакомую Марианну. Она убивает знакомого бандита и вместе с Гриффоном угоняет набитый деньгами автомобиль мафии. Разгул заканчивается размолвкой, и Гриффон убивает и Марианну, и ее нового любовника, а в финале подрывает себя динамитом.

Хотя название фильма отсылает к реальному преступнику — уже упомянутому налетчику Пьеру Лутрелю, известному как «Безумный Пьеро», — никаких сюжетных совпадений с его биографией в фильме нет.

«Страх перед городом»

В триллере 1975 года Бельмондо исполняет роль стража закона. Комиссар полиции Летелье преследует серийного убийцу, называющего себя Миносом. Одновременно ему приходится расследовать дело бандита, убившего его напарника. Хотя тайну персонаж Бельмондо раскрывает по счастливой случайности, зато лихо обезвреживает преступника, влетев через окно с помощью вертолета.

«Частный детектив»

Фильм следует моде, введенной картинами о Грязном Гарри, на сюжеты о крутых борцах с преступностью, действующих за рамками закона. «Охотник» в исполнении Бельмондо формально частный сыщик, но на деле без колебаний расстреливает в финале грабителя и убийцу, которого преследовал. Заодно он сталкивается с коррумпированной тюремной системой и наркомафией, которой тоже не дает спуску.

Бельмондо вернется к роли такого антигероя в фильме 1981-го «Кто есть кто» (в оригинале еще точнее — «Полицейский или бандит»). Он сыграет комиссара, который решает проблему организованной преступности, спровоцировав войну банд. Комиссар Жордан из «Вне закона» 1983-го — еще один персонаж Бельмондо, который принадлежит к правоохранительным органам весьма формально.

«Профессионал»

Вероятно, самый узнаваемый фильм с участием Бельмондо, не в последнюю очередь благодаря музыке Эннио Морриконе. Бельмондо исполнил роль Жосса Бомона — бывшего секретного агента, которого предало собственное правительство. Он решает во что бы то ни стало исполнить данный ему заказ и убить африканского диктатора, но спецслужбы не прощают Бомону предательства и убивают в спину под знаменитую мелодию Chi Mai.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...