Работающие в России иностранные фармкомпании раскритиковали предложенный Минэкономразвития законопроект о создании реестра фармацевтических патентов. Соответствующее письмо в адрес ведомства и РСПП направили ассоциация иностранных фармпроизводителей «Инфарма» и Ассоциация международных фармпроизводителей (AIPM), пишет «Коммерсант».
Сейчас российские фармкомпании могут регистрировать аналоги оригинальных препаратов (дженерики), срок патента на которые еще не истек, а если правообладатель обращается в суд с иском по этому поводу, то он обычно проигрывает.
Для решения этой проблемы Минэкономразвития предложило собирать и хранить информацию о патентах на изобретения, относящиеся к химическим соединениям, и об их держателях в профильном реестре — Федеральной государственной информационной системе. Ее оператором должен стать подведомственный Роспатенту Федеральный институт промышленной собственности.
Иностранные производители лекарств в свою очередь считают, что необходимо вести список патентов не только на химсоединения, но и на действующие вещества биологического происхождения, фармацевтические композиции, комбинации и на производные лекарственные средства.
По мнению ассоциаций, само по себе появление реестра не решит проблему нарушения патентных прав компаний, необходимо также разработать изменения в иные федеральные законы и законодательство ЕАЭС, которые запретят компаниям регистрировать и выводить на рынок препараты-дженерики, если в отношении оригинального лекарства не истек срок патентной защиты, зафиксированный в реестре.
«В РФ необходимо вводить механизм так называемой патентной увязки. Иначе иностранные фармкомпании так и будут постоянно судиться с российскими предприятиями, ежегодно теряя из-за этих процессов миллионы рублей», — отметил глава «Инфармы» Вадим Кукава.
В то же время, как говорит директор по взаимодействию с госорганами и обеспечению доступа на рынки компании Teva Андрей Колесников, при обсуждении проекта необходимо учитывать, что, например, практика «патентной увязки» уже признана антиконкурентной в Евросоюзе. «Из-за нее препараты-дженерики будут выходить на рынок с задержкой на 6–12 месяцев с даты истечения срока действия патента, что ограничит российским пациентам доступ к терапии», — отметил он.