Перекрестный отец

718
4 минуты

Минтруд предлагает запретить тратить профицит средств одного вида социального страхования на покрытие дефицита другого. Вчера ведомство представило соответствующий законопроект. Актуальность теме придает большое превышение расходов ФСС на больничные над сборами в год пандемии — 212 млрд руб., которое может сохраниться и в 2021 году. По закону о ФСС дефицит отдельных видов социального страхования должен покрывать федеральный бюджет, а для их профицитов есть несколько целей — от финансирования системы долговременного ухода до страхования от безработицы.

Минтруд предлагает отказаться от практики «перекрестного» финансирования внутри самого Фонда социального страхования (ФСС) — и вместо этого предоставлять средства на покрытие дефицитов по отдельным видам соцстраха из бюджета. Проект поправок к статьям 19 и 24 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» опубликован министерством на портале regulation.gov.ru.

Сейчас российские работодатели платят в бюджет ФСС взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9% фонда оплаты труда для большинства компаний) и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (зависят от класса профессионального риска, от 0,2% до 8,5% ФОТ). Несмотря на большие сборы в страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, расходы по нему в последние годы регулярно превышают доходы. Так, как пояснили “Ъ” в Минтруде, с 2017 года этот вид страхования был профицитным только в 2018 году (1,9 млрд руб.), а в остальные годы дефицит составлял от 1,5 млрд до 3,1 млрд руб. В 2020 же году дефицит в этом виде из-за оплаты больничных в пандемию достиг 212,2 млрд руб.

Минтруд ожидает, что дефицит сохранится и в 2021 году (55 млрд руб.), и страхование больничных вернется к профициту только в 2022–2023 годах (15,3 млрд и 39,1 млрд руб. соответственно).

Страхование же от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, напротив, все это время было профицитным: сборы превышали расходы в разные годы на 23,7–35,2 млрд руб.

С 2017 года, как указывает Минтруд в пояснительной записке к проекту закона, этот профицит используется для покрытия дефицита страхования временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как федеральный бюджет перестал выделять на это трансферты. Как отмечает ведомство, законодательство не содержит прямого запрета на такое «перекрестное» финансирование, и фактически оно может существовать и согласно положениям Бюджетного кодекса. В то же время ст. 24 ФЗ-165 «Об основах обязательного социального страхования» предполагает, что нехватка средств по какому-либо виду социального страхования должна компенсироваться напрямую из бюджета страны, а не из бюджета фонда.

Чтобы реализовать это положение закона, Минтруд и предлагает ввести запрет на финансирование одного вида соцстраха из средств другого. Как подчеркнули в ведомстве, реализация этого предложения закреплена в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством на 2021–2023 годы.

При этом средства профицитов по отдельным видам соцстрахования предлагается направить на создание резерва, пояснили “Ъ” в Минтруде: «Его при необходимости предполагается использовать в том числе при форс-мажорных ситуациях, при техногенных авариях и катастрофах, как авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году».

В то же время, как предполагает источник “Ъ” в правительстве, средства профицита ФСС могут в перспективе быть потрачены и на другие цели. «Сейчас Минтруд активно ищет страховой источник для финансирования системы долговременного ухода, и часть экспертов видит его именно в профиците страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,— отмечает он.

Впрочем, очевидно, что эти средства не смогут обеспечить расходы системы целиком даже на стадии ее запуска: как ранее сообщал Минтруд, на эти цели необходимо до 80 млрд руб. ежегодно, в то время как прогнозируемый профицит этого вида страхования составит 37,4 млрд руб. в 2021 году, 44,1 млрд в 2022-м и 52 млрд в 2023-м.

Кроме того, такая инициатива может быть не согласована социальными партнерами ведомства — работодателями и работниками. Как отмечает управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина, отказ от «перекрестного» финансирования внутри бюджета фонда «полностью соответствует российскому законодательству о социальном страховании». «В то же время для того, чтобы решать задачу создания системы долговременного ухода, необходимо найти источники финансирования, отличные от обложения зарплат»,— говорит она.

Другим направлением расходования профицита отдельных видов соцстраха могут выступить мероприятия работодателей, направленные на предотвращение травм работников. «Сейчас компании могут вернуть до 20% средств уплаченных страховых взносов за счет инвестиций в снижение травматизма на рабочем месте. Ведутся дискуссии, не увеличить ли размер этой доли до 40% для ряда отраслей»,— говорит глава исполкома Конфедерации труда Игорь Ковальчук. Наконец, сохранение профицита в ФСС может позволить Минтруду вернуться к идее снова ввести в РФ страхование от безработицы — если это не потребует повышения тарифа для бизнеса, ее перспективы станут более реалистичными.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...