Счётная палата указала на отсутствие стимулов для строительства энергоэффективного жилья

137
3 минуты
Счётная палата указала на отсутствие стимулов для строительства энергоэффективного жилья

Меры, направленные на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, не работают: количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов для жилищного фонда не установлены, стимулирующие механизмы для застройщиков и собственников жилья не созданы, инструменты господдержки, нацеленные на возведение высокоэнергоэффективных домов, отсутствуют. Об этом на недавней коллегии Счётной палаты со ссылкой на соответствующий анализ сообщила аудитор СП Наталья Трунова.

«На жилые здания и предприятия отрасли строительства и ЖКХ приходится почти четверть потребления энергоресурсов и формирования углеродного следа РФ. При этом в настоящее время на федеральном уровне ни в одной госпрограмме не предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетов и целей госполитики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в стройотрасли и ЖКХ», – заявила Наталья Трунова.

По её словам, реализация программных документов в сфере энергосбережения, принятых за последние 20 лет, оказалась неэффективной. Половина показателей, зафиксированных в госпрограммах, не были достигнуты, половина мероприятий не финансировалась. Все программные документы федерального уровня были прекращены досрочно, итоги их реализации не подводились и в новых программах не учитывались, отметила аудитор.

В настоящее время, по словам Труновой, из-за отсутствия финансирования не реализуется единственный механизм финансовой поддержки энергоэффективного капремонта МКД – за счет средств Фонда ЖКХ (сейчас – Фонд развития территорий). Доля домов, капремонт которых был проведен с использованием этого механизма, незначительна – за период с 2017 по 2022 годы 343 дома (0,02 %). Между тем, по оценкам того же Фонда, расчетная экономия расходов на оплату коммунальных ресурсов в результате энергоэффективного капремонта составила в среднем 20 %, а это порядка 220 млн рублей в год по всем этим домам, что сопоставимо со взносами на их капремонт.

«При этом альтернативные механизмы, стимулирующие собственников жилья и управляющие организации к осуществлению энергоэффективной модернизации, пока не созданы, а реализуемые инструменты господдержки жилищного строительства не предусматривают требования по строительству МКД наивысших классов энергоэффективности», – отметила Наталья Трунова.

Также в Счётной палате обратили внимание на завышенные значения базового удельного потребления энергии на нужды горячего водоснабжения и общедомовые нужды, что позволяет МКД иметь более высокие классы энергоэффективности даже при низком уровне эффективности использования энергии. Кроме того, удельный расход энергии у нас просчитан только для домов до 12-ти этажей, в то время как в ряде регионов «уже половина строящегося жилья имеет выше 25 этажей».

Кроме того, в СП указали на отсутствие объективной информации об энергоэффективности МКД. В различных информсистемах (например, ГИС «ЖКХ» и АИС «Реформа ЖКХ») такие данные существенно разнятся, а по многим домам вообще отсутствуют. Не содержит полноценной информации и запущенная в декабре 2021 года ГИС «Энергоэффективность»: несмотря на то, что функционал системы в целом реализован, условия для ее полноценной работы не обеспечены.

«Недостаточный объем открытой и доступной широкому кругу лиц информации о реальном потреблении энергии, уровне энергоэффективности и эффектах от реализации проектов по экономии энергии в МКД существенно снижает уровень доверия к программам энергосбережения со стороны заинтересованных органов власти, инвесторов и населения», – подчеркнула Наталья Трунова.

Учитывая сохраняющуюся актуальность задачи по повышению энергосбережения, Счетная палата подготовила ряд предложений, направленных на увеличение количества МКД высоких классов энергоэффективности. В частности, контрольное ведомство рекомендовало:

  • предусмотреть в проекте новой комплексной госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в качестве отдельного структурного элемента сферу строительства и ЖКХ, установив соответствующие количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда;
  • установить обязательные повышенные требования к энергоэффективности жилья, создаваемого с использованием мер господдержки;
  • подготовить предложения о стимулировании застройщиков к строительству высокоэнергоэффективных МКД с почти нулевым энергопотреблением, в том числе «зеленых», а граждан – к приобретению такого жилья (например, «зеленая» ипотека);
  • подготовить предложения о разработке альтернативных механизмов, стимулирующих собственников жилья и управляющие организации к осуществлению энергоэффективной модернизации МКД, в том числе за счет возобновления мероприятий по энергоэффективному капремонту.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...