Как НОСТРОЙ реформирует НРС

3 минуты
Как НОСТРОЙ реформирует НРС

В Национальном объединении строителей, наконец-то, признали, что Национальный реестр специалистов в том виде, в котором он существует в настоящее время, не служит тем целям, для которых он, собственно, создавался. И дело не только в том, что требования к специалистам, включаемым в реестр, формальны (как будто не НОСТРОЙ продвигал эти требования 4 года назад) и не дают представления о реальной квалификации специалиста, — оказалось, что НРС «не учитывает весь спектр уровней и направлений квалификаций специалистов, организующих производство строительных работ, а также не отражает потребность членов СРО в реально необходимом количестве таких специалистов».

О проблемных зонах НРС в ходе стратегической сессии, организованной НОСТРОЙ накануне ХХ Всероссийского съезда строительных СРО, говорил директор Департамента нацреестра и развития профессиональных квалификаций НОСТРОЙ Сергей Елисеев.

По словам Елисеева, «обобщив все имеющиеся коллизии и нестыковки», в НОСТРОЙ обнаружили три проблемные зоны НРС: квалификационные требования к специалистам, требования по наличию в штате членов СРО 2-х специалистов из НРС и правовое обеспечение механизмов персональной ответственности этих специалистов.

О формальных требованиях (к образованию и стажу работы) к специалистам при их включении в НРС в национальном объединении говорят давно, — с тех пор, как в НОСТРОЙ возникла навязчивая идея введения независимой оценки квалификации. Нужный диплом и 10 лет стажа – не показатель квалификации специалиста, справедливо рассудили в нацобъединении. Те люди, которые в реальности работают на стройплощадках и имеют нужную квалификацию, по формальным критериям в НРС попасть не могут. А те, что могут, — давно уже «не в теме» либо выполняют иные функции. Так что теперь не редкость, что на стройке работают одни, а документы визируют другие, что в реестр попадают пенсионеры (с нужным дипломом и стажем работы), которых «арендуют» для соответствия требованиям, предъявляемым к членству в СРО.

Проблема № 2 – жёсткое требование к наличию в штате у члена СРО 2-х специалистов, внесённых в НРС. Небольшой стройкомпании, реализующей единственный проект, вполне достаточно одного специалиста с достаточно скромным уровнем квалификации (например, с 5-м или 6-м). У крупных стройкомпаний, ведущих по десятку проектов, потребность в специалистах из НРС, соответствующая количеству проектов, – для обеспечения работы на всех стройплощадках. А у компании без действующих контрактов на строительство она нулевая.

И, наконец, проблема № 3: статус и ответственность специалиста из нацреестра за надлежащее исполнение своих функций не закреплены ни в одном нормативно-правовом документе, а органы госстройнадзора и заказчики не контролируют должным образом реальное наличие специалистов на стройплощадках.

В настоящее время в Госдуме находится законопроект, вводящий для специалистов из НРС обязательное прохождение независимой оценки квалификации. Но это снимает только одну проблему, обозначенную НОСТРОЙ. Экспертный совет национального объединения предложил целый комплекс мер, позволяющих усовершенствовать НРС, — их озвучил Александр Мешалов.

Включать специалистов в НРС следует с указанием их квалификации и уровня квалификации, считают эксперты. В Градкодексе следует заменить квалификационные требования и перечень должностных обязанностей ссылкой на профстандарт, а требования к наименованию должности специалиста из Градкодекса следует исключить. Также следует устранить юридико-технические коллизии: исключить требование к руководителю юрлица и учесть правовой статус ИП, расширить перечень документов, разрешающих работу иностранцам, и дополнить в качестве основания для исключения из НРС предоставление недостоверных сведений. Наконец, для приведения в соответствие с новыми требованиями специалистов, уже включённых в НРС, нужно установить «плавный переходный период».

Все эти изменения призваны преобразовать НРС из формального реестра в реальный механизм, через который можно будет оценить кадровый потенциал любой компании, отметил Александр Мешалов. Тогда НРС станет не просто «списком ТОПов», а инструментом обеспечения прозрачности всей инженерно-кадровой структуры строительной отрасли.

Взято из источника: Саморегулирование

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария


Логин
Пароль