Специальный исполнительный комитет по профессиональной этике (Professional Ethics Executive Committee - PEEC) в составе Американского Института сертифицированных бухгалтеров (AICPA) выпустил в понедельник два предварительного варианта руководства, одно из которых касается невыплаченных вознаграждений за профессиональные услуги, а другое посвящено оказанию услуг по внедрению стандартов. И то, и другое руководство будут находиться в обсуждениях до 20 декабря.
“Невыплаченные вознаграждения” - так называется один из подразделов Кодекса профессиональной этики от AICPA. Сегодня американские разработчики создают новый, основанный на ключевых принципах подход к определению того, влияют или не влияют на независимость неуплаченные гонорары. Пока что там оговорена несколько устаревшая, по мнению авторов, логика рассуждений, которая завязана на временном интервале протяженностью в один год. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы, и сегодня такой подход требует уточнений.
Одновременно исполнительный комитет по профессиональной этике пытается обеспечить конвергенцию с другими действующими в США и на международном уровне стандартами профессиональной этики, в частности, от Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и Совета по международным стандартам бухгалтерской этики (IESBA).
- См. “Новые требования к аудиторским вознаграждениям” (19/06/2021)
Помимо нового принципа по определению того, влияют ли невыплаченные вознаграждения на независимость, описания факторов, на основе которых можно оценить степень угрозы независимости, и специальных защитных механизмов, с помощью которых можно снизить риск до приемлемого уровня, в обновленном руководстве устранено упоминание “риска заступничества” (advocacy threat) как не имеющего отношения к ситуации с невыплаченными вознаграждениями. Авторы полагают, что риск можно считать находящимся в приемлемых рамках, если размер невыплаченных вознаграждений явно небольшой, а также относится к услугам, которые были оказаны менее чем за год до даты выхода заключения по текущему отчетному периоду. Если это не так, то угроза может быть значительной и, следовательно, требовать использования защитных механизмов, чтобы выполнение задание могло продолжаться.
Что касается руководства по второй теме, то его было решено выпустить, потому что сегодня в США продолжается внедрение ряда крупных стандартов, выпущенных за все последние годы Американским Советом по стандартам финансовой отчетности (FASB). У многих клиентов в связи с этим проблемы, с которыми по роду своей профессиональной деятельности помогают привлеченные извне профессиональные бухгалтеры, являющиеся при этом проверяющими. Возникает вопрос, как быть с нарушением независимости, ведь есть важные ограничения, запрещающие, например, аудиторам оказывать своим клиентам такую помощью с внедрением стандартов.
Руководство, в самом деле, имеется, однако исполнительный комитет по профессиональной этике решил добавить слегка обновленную интерпретацию действующих требований, которая внесла бы дополнительной ясности. Для примера, теперь там сказано, что в этом случае занимающимся помощью с внедрением стандартов профессионалам запрещено брать на себя менеджерские обязанности. Также они должны убедиться, что за этой их работой со стороны клиента присматривает уполномоченное лицо, которое при этом имеет все возможности выносить суждения и принимать существенные решения.
По материалам: Journal of Accountancy