Речь идет о “налоговой оговорке”, которая предполагает, что заказчики должны контролировать уплату фискальных платежей своими контрагентами. По мнению службы, такая практика будет полезна как для налоговой системы, так и для самих крупных компаний
Федеральная налоговая служба “настоятельно рекомендует” прописывать в договорах с клининговыми сервисами так называемую налоговую оговорку, сообщают “Ведомости”.
Это спецпроект налоговой, по которому организации обязуются соблюдать определенные законы, но на практике смысл “налоговой оговори” в том, чтобы заказчики контролировали уплату фискальных платежей своими контрагентами, рассказали изданию в Российско-германской внешнеторговой палате.
Председатель комитета по налогам и финансовой отчетности и зампред правления этой организации Валерия Хмелевская рассказала, почему пожелание ФНС вызвало недовольство бизнеса.
— Какое-либо вмешательство в их коммерческую деятельность, настойчивые рекомендации, что надо поменять условия договоров, выбирать каких-то специальных поставщиков, не может не настораживать. Мы уже слышали подобные жалобы от бизнеса, который посещает заседания нашего комитета по налогам и финансовой отчетности. Бизнес говорит, что тем самым на него возлагается та контрольная функция, которая должна исполняться налоговым органом. Тем самым предпринимателей отвлекают от их основной деятельности, потому что это лишние временные затраты и трудовые ресурсы, которые должны быть вовлечены в администрирование и проверку этих контрагентов. Ну и, конечно, наше гражданское законодательство предполагает, что стороны самостоятельно определяют коммерческие условия, самостоятельно определяют контрагентов.
— А какие-то санкции, если не использовать налоговую оговорку, предусмотрены?
— Нет, санкций никаких нет, это рекомендация. Тем не менее мы же понимаем, что никто не хочет конфликтовать с налоговыми органами, и, конечно, такие предложения немного настораживают бизнес.
Налоговая служба навязывает оговорку, фактически угрожая проверками, заявил “Ведомостям” гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг. В самой ФНС рекомендации компаниям объясняют проектами по обелению рынка, причем не только клининговых услуг.
Вот что сказала Business FM замначальника контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич.
Варвара Бурлевич, замначальника контрольного управления ФНС России: “Очень часто к нам приходят различные налогоплательщики — заказчики услуг, работ, покупатели товаров — и просят нас поделиться [соответствующей] информацией, для того чтобы они могли проявить осмотрительность в выборе контрагента и чтобы потом к ним не было никаких налоговых претензий. И если мы приходим к подрядчику, организовавшему схему незаконной налоговой оптимизации, с проверкой и начисляем ему не уплаченные в соответствии с законодательством налоги, то это приводит к росту задолженности перед бюджетом, которую он не в состоянии погасить, а затем к уходу игроков с рынка, банкротству. Поэтому, чтобы завести рынок в “белую” зону, мы предлагаем заказчикам на добровольных началах вместе с подрядчиками применять такую конструкцию. Налоговая оговорка сейчас уже применяется. У нас есть отраслевые проекты, по которым мы работаем, и мы предлагаем бизнесу использовать такой вариант по всем видам работ и услуг”.
Компании — заказчики услуг при наличии налоговой оговорки в договоре только выиграют, уверен юрист Александр Набатов.
Александр Набатов, юрист: “Очень много судов, где заказчики доказывают, что они проявляли должную осмотрительность. А так оговорку включили и не только в отношении клининговых, а в отношении всех компаний, которые оказывают услуги. Если вдруг окажется, что контрагент является недобросовестным налогоплательщиком, то у вас возникают риски, связанные с тем, что налоговая может предъявить к вам взыскание недоплаченных налогов”.
Что касается клининга, то повышенное внимание к данной сфере в ФНС объясняют высокими рисками по уплате налогов и взносов. Вот как прокомментировал рекомендации ведомства президент Ассоциации клининговых и фасилити-операторов, вице-президент “Опоры России” Юрий Рябичев.
— Процесс этот начался, потому что на клининговом рынке, и не только на клининговом, у нас конкурентные преимущества получают недобросовестные с точки зрения налоговых платежей подрядчики. Этот процесс должен стать выгодным, потому что сейчас получается, что те компании, которые «обелились», по-прежнему при существующих механизмах захода на госконтракты не могут на них попасть. Потому что любой демпингер сбрасывает цену и госкомпания должна заключить контракт с ним.
— Относительно этой налоговой оговорки, по какому документу она вменяется в обязанность бизнесу?
— В Налоговом кодексе есть статья 54, которая говорит об осторожности при выборе подрядчика. Многие подрядчики включают это в тендеры, не только налоговую оговорку, но и условия, чтобы компания платила налоги и находилась в «белом» секторе. Этот процесс налоговая начала несколько лет назад и уже «обелила» около десятка или более рынков: это и поставки радиоэлектронного оборудования, и сельское хозяйство, и транспорт, и так далее.
В ФНС в разговоре с Business FM особо подчеркнули, что многие компании, в том числе крупнейшие налогоплательщики, изъявляют желание о взаимодействии с налоговой службой на партнерских основах, так как проводимая работа позволяет существенно сократить налоговые и коммерческие риски.
Кроме того, ФНС России пользуется инструментами налогового контроля сугубо в рамках налогового законодательства, а бизнесу предложили методики, позволяющие предупредить появление налоговых правонарушений, чтобы все участники рынка могли работать в условиях честной конкуренции и нивелировать собственные налоговые риски. Решение о применении налоговых оговорок всегда остается на усмотрение налогоплательщика.