Геннадий Байрак, председатель Октябрьского райсуда Краснодара в начале своей карьеры работал судебным приставом. Как рассказывал его адвокат Анатолий Резников, тогда он завел дружбу со своим коллегой, который неоднократно помогал ему по многим личным проблемам, а однажды даже помог с жильем в Краснодаре. У судьи сложились дружеские отношения и с семьей коллеги – в последние годы он неоднократно давал им деньги взаймы.
Но начале 2021 года Байрак потребовал деньги назад. Общая сумма долга на тот момент составляла 2,3 млн руб., и знакомые не спешили их возвращать. Поэтому судья решил изменить тактику. От имени адвоката он написал исковое заявление о взыскании со знакомых денег за оказанные юридические услуги, которых на самом деле не было. Также в иске были запрошены обеспечительные меры – арест на дом, принадлежавший знакомой семье.
После подготовки иска Байрак потребовал от сотрудников Октябрьского райсуда принять иск. После этого он сам распределил дело судье, который принял обеспечительные меры. На дом знакомых наложили арест.
Сотрудники ФСБ задержали Байрака в марте, после того, как его знакомые все-таки согласились передать деньги под страхом потерять свой дом. При обыске в кабинете судьи нашли 2,3 млн руб.
28 мая 2021 года ККС Краснодарского края привлекла Байрака к дисциплинарной ответственности – и лишила его полномочий.
Также в конце мая председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин попросил у Высшей квалификационной коллегии судей согласия на возбуждение уголовного дела, и ВККС его дала. Бастрыкин лично возбудил дело, а расследовать его поручил Главному следственному управлению СКР.
Вскоре судью задержали, а сам он в ходе допроса частично признал свою вину. В августе Басманный районный суд Москвы отправил Байрака в СИЗО.
Параллельно судья попытался оспорить решение ВККС о даче согласия на возбуждение уголовного дела в Верховном суде. Он подал соответствующий иск в коллегию по административным делам, но не стал участвовать в заседании и попросил рассмотреть дело без него.
Представитель СКР в ходе заседания подчеркнул, что никакого долга у потерпевших перед Байраком не было. Просто судья считал, что семья все еще должна ему за помощь с оформлением наследства на дом, хотя это было 21 год назад. Следователь также подчеркнул, что преследование Байрака никак не связано с его профессиональной деятельностью.
Судья Вячеслав Кириллов, который рассмотрел иск Байрака, признал решение ВККС и уголовное преследование судьи законным. У Байрака остается возможность обжаловать решение Кириллова в апелляционной коллегии (№ АКПИ21-629).
Кроме того, уже 23 сентября Геннадий Байрак попытается оспорить в ВККС решение региональной квалифколлегии, которая лишила его судейских полномочий.