Блокировка активов до конца проверки: что ждет налогоплательщиков

131
5 минут
Блокировка активов до конца проверки: что ждет налогоплательщиков
Вот уже второй месяц не утихают споры вокруг обсуждения предполагаемого наделения налоговой службы правом блокировки активов бизнеса в оперативном порядке при проведении проверки. В чем же суть инициативы? Это потребность налоговиков в механизме пресечения популярных схем «уклонистов» по выводу активов или желание получить дополнительный рычаг влияния на бизнес? Разбирается Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий LEGAL to BUSINESS.

Как устроено сейчас

Согласно действующему законодательству, ФНС России вправе блокировать имущество налогоплательщиков только по результатам проверки в виде наложения обеспечительных мер, таких, как запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 и п. 10 ст. 101 НК РФ). Обеспечительные меры принимаются, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение налогоплательщиком решения ФНС и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. 

Вводятся обеспечительные меры последовательно, то есть приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащих уплате на основании решения.

Запрет на отчуждение имущества налогоплательщика не носит абсолютного характера. Налогоплательщик сможет распоряжаться им, если ему удастся убедить налоговый орган предоставить на это согласие. Кроме того, п. 11 ст. 101 НК РФ предусмотрена возможность налогоплательщика обратиться в налоговый орган с просьбой заменить обеспечительные меры на банковскую гарантию, залог ценных бумаг или имущества, поручительство третьего лица. 

Что не устраивает налоговый орган и что планируется изменить

Как было указано выше, сейчас законодательно закреплено право ФНС блокировать имущество налогоплательщиков только по результатам проведенной проверки. При этом, по мнению налогового органа, действующие нормы предоставляют недобросовестным налогоплательщикам лазейку в законе, позволяющую выводить активы в период проведения налоговой проверки до ее завершения. Указанные доводы не лишены логики, так как с момента начала проверки до вступления в силу решения налоговиков может пройти время, достаточное для распродажи имущества, вывода активов и последующего банкротства. Согласно приведенным ФНС данным, за последние два года налогоплательщикам, по которым проводились налоговые проверки, удалось скрыть активы на десятки миллиардов рублей.

С этой точки зрения инициатива Минфина и ФНС о предоставлении последней права внесудебной блокировки имущества проверяемых налогоплательщиков позволит пресечь возможность вывода актива из проблемных компаний. В дополнение к вышеперечисленным обеспечительным мерам, принимаемым налоговым органом после проведения проверки, ФНС будет предоставлено право ограничивать проверяемых лиц в возможности отчуждать или закладывать третьим лицам свое имущество, по стоимости эквивалентное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов социальных фондов.

По аналогии с подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ внесудебный запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества будет вводиться последовательно: для начала ограничения накладываются на недвижимость, затем на автотранспорт, ценные бумаги и предметы дизайна служебных помещений, далее — на прочие активы, за исключением готовой продукции, сырья и материалов. Для выявления признаков вывода активов налогоплательщиком ФНС будет использоваться уже хорошо известный всем риск-ориентированный подход, принципы которого изложены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В указанной концепции налоговая служба ввела показатели, на основании которых выделяется три группы налогоплательщиков: с высоким риском, средним и низким. Показатели периодически пересматриваются и обновляются, а сама система управления рисками ФНС России недоступна для вмешательства территориальных налоговых инспекций, что снижает коррупционные риски.

Учитывая, что ФНС России разработала общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, представляется, что бизнес должен активнее вести работу по снижению рисков наступления неблагоприятных последствий от повышенного внимания со стороны налогового органа.

Обратная сторона инициативы

Инициатива Минфина и ФНС вызвала бурную реакцию в деловых кругах. У бизнеса есть опасения, что блокировка имущества налогоплательщиков до окончания проверки будет губительно для компаний. К тому же «Опора России» отмечает, что «полномочий ФНС хватает и так, а проблема службы с выводом активов неплательщиками требует решения в виде укрепления судебной системы, улучшения работы силовых структур и более активной криминализации правонарушений в налоговой сфере».

Реакция бизнес-сообщества понятна. В России от любого ужесточения налогового контроля традиционно ждут в первую очередь новых проблем, а не путей решения старых. Тем не менее инициатива не должна добавить сложностей честным налогоплательщикам. Так, для минимизации очевидных коррупционных рисков введено правило, что решение о внесудебной блокировке принимается только руководителем инспекции ФНС с согласия руководителя или замглавы налоговой службы. Кроме того, налогоплательщик не лишен права обжалования решений налогового органа. Следовательно, по своей сути инициатива направлена на борьбу только с самыми сложными налогоплательщиками, для противодействия недобросовестным действиям которых и требуется расширение арсенала налоговиков. 

Предоставляемый ФНС России инструмент позволит, во-первых, избежать губительной для бизнеса блокировки счетов в банке (фактически парализующей компанию), а во-вторых, не позволит использовать недобросовестным лицам вывод активов (например, самый популярный — залоговый вывод активов).

Рубрика «Полезные советы»

В заключение приведем несколько практических советов для бизнеса в свете возможного принятия обсуждаемых инициатив. Первое — наладить контроль за самостоятельной оценкой рисков для налогоплательщиков согласно утвержденным ФНС критериям. Второе — внедрить риск-ориентированный подход бизнеса и удерживать риск-метрики на минимальных показателях. Третье — не провоцировать своими действиями налоговый орган, отвечать на письма и требования, а при необходимости — обжаловать их и отстаивать свои права. Четвертое — аккумулировать необходимое количество денежных средств на одном счете, чтобы превысить размер потенциальной обеспечительной меры. Это позволит иметь средства для оперативного управления бизнесом. И, наконец, пятое — в случае возникновения споров с налоговым органом незамедлительно обращаться за профессиональной юридической помощью.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...