Через боль синдрома самозванца проходят не только наёмные сотрудники, назначенные руководителями, но и предприниматели, ведь первую компанию создают чаще всего с друзьями и знакомыми. И если раньше владелец был просто другом и хорошим парнем, то теперь он должен брать на себя обязанности руководителя.
От того, насколько хорошо он будет с ними справляться, зависит будущее всей компании. Но его воспринимают как друга, с которым сидели за одной партой или выпивали по пятницам. Как новоиспечённому руководителю бороться с синдромом самозванца и добиться повышения результатов?
Работа над собой
То, как воспринимают вас окружающие, очень важно. Но гораздо важнее то, как воспринимаете себя вы. Если получили должность руководителя, то нужно осознать, что теперь вы не просто эксперт по продажам или хороший технический специалист. Вы руководитель, а значит, отвечаете за результаты, эффективность и продуктивность своих подчинённых.
Другие обязанности
Это нужно изменить в своём разуме, понять, что вы играете другую роль. Но зачастую окружающие будут сопротивляться, пытаться притянуть к вашей прошлой роли. А ведь у продавца и начальника отдела продаж совершенно разные инструменты. Продавец отвечает за продажи и улаживание клиентов, но у начальника главный объект — подчинённые, сами продавцы. Нужно контролировать их планирование и их эффективность, помогать им ставить амбициозные цели и достигать их, выставлять приоритеты и следовать им. Поэтому нужно разделить это в своей голове.
Объясните свою роль
Когда вы стали руководителем, объясните это людям, тем более если сотрудники — ваши старые друзья или родственники. Да, они знают вас как хорошего продавца (специалиста, инженера и так далее), но вы должны сделать заявление о том, что вы теперь руководитель. И это совершенно другая работа.
Это не означает, что вы изменились, вы тот же человек, которым были всегда. Но теперь вы будете действовать и вести себя по-другому, так как это важно для успеха команды. С хорошим руководителем команда развивается и побеждает, с плохим руководителем — зависит от обстоятельств, как повезёт. Поэтому нужно объяснить, что ваша роль изменилась.
Но, даже когда вы сделаете это заявление, не ожидайте, что сотрудники сразу всё поймут и примут. Печально, но это так. Вы были классным продавцом, вас уважали в этой роли, на вас рассчитывали как на продавца. Вашу роль хорошо знали. Но уважают ли вас как руководителя?
Что такое уважение
Вообще уважение — это почтительное отношение, основанное на признании достоинств и заслуг другого человека. Исходя из этого, недостаточно просто заявить о себе как о руководителе. Нужно получить результаты в этой роли. Это непросто, особенно для человека, который впервые занял руководящую должность. Вы только осваиваетесь, а рассказать о прошлых успехах, чтобы убедить коллег, нет возможности. Вам придётся через это пройти.
Инструменты руководителя
Не стоит думать, что как только вас назначили руководителем, люди подпрыгнут от радости и побегут выполнять ваши поручения. Даже если они к вам хорошо относятся, уважение нужно заслужить, поэтому быстрее прокачивайтесь в этой области. Добейтесь, чтобы у подчинённых появились планы на неделю, на день. Следите за их выполнением и проводите координации. Нацеливайте сотрудников, помогайте приоритизировать задачи.
Важность приоритизирования
Кстати, основная проблема плохих руководителей в том, что они не помогают подчинённым удерживать приоритеты. А ведь все мы люди, мы ленимся, отвлекаемся. Я тоже не исключение! Я был бы не против, если бы мне помогали устанавливать приоритеты. Так как я первое лицо компании, то руководителя у меня нет. Но я уверен, что он помогал бы мне быть ещё более продуктивным и успешным.
Уместный пиар
Есть ещё нюанс. Предположим, руководитель осваивает инструменты, и всё идёт неплохо. Если он по природе скромный человек, то рассчитывает, что подчинённые сами заметят его результаты. Но это ошибка! Людям тяжело это увидеть. Руководитель не копает землю, не видно, как на его лице вздуваются вены и выступает пот. В основном это бумаги, разговоры, мысли, планы. Такая работа невидима.
Поэтому не забывайте добавлять немножко уместного пиара. Если вы достигли какого-то успеха, результаты отдела растут, показывайте это людям! Покажите, что инструменты, которые вы внедрили, привели к росту показателей, сравните с результатами за предыдущие месяцы. В любой работе важна умеренная доза пиара.
Вывод
Работа руководителя для других — тёмный лес, поэтому покажите, как ваша работа связана с успешными результатами. Объясните, что эти вещи взаимосвязаны. Это поможет сотрудникам быстрее проникнуться к вам уважением. И, что самое классное, они же от этого и выиграют! Когда подчинённые уважают руководителя, они не вступают в какие-то дискуссии, не тратят зря время на обсуждение. Они следуют его рекомендациям и приоритетам, а потому быстро получают результаты.