Привет! Я Вера Иванова, трекер в стартап-студии Admitad Projects. Сегодня хотелось бы поделиться своими наблюдениями о предпринимателях-интровертах. Раньше интровертом было быть вроде как неприлично. Вспомните все эти мотивчики из прошлого века: «Сила в коллективе» и прочие «Важно быть открытым для товарищей». Ну а если человек больше живет «в себе», значит, он скрытен — верить ему нельзя!
Подобные стереотипы вбивались в головы годами и вполне успешно формировали некую структуру «интроверт = почти неудачник». О каком уж предпринимательстве тут может быть речь?
Но перешла ли эта модель восприятия из системы прошлого в современную или это и не стереотип вовсе, а суровая правда? И интроверт — такой себе на 100 % исключительно наемный работник, который не хочет и не умеет строить бизнес со всеми его сложными составляющими: ежедневным общением, расширением связей, умением отстаивать свои позиции и так далее?
Похоже, что совсем наоборот
International Journal of Multidisciplinary Research and Development отметил интересный факт, зафиксированный учеными в ряде полевых исследований: интроверты имеют некий собственный стиль управления — Servant Leadership. И именно этот стиль позволяет им становиться более успешными руководителями, переплевывая в своих достижениях экстравертов.
Как же так?
Ведь открытый и энергичный экстраверт-босс, излучающий уверенность, — вот же он, образ классического лидера_успешного_бизнесмена? Мы постоянно наблюдаем таких ребят вокруг себя: в общественной жизни, на работе, в YouTube и на TV, в конце концов! И это вроде бы логично: люди, которым нравится быть в центре внимания, заряжаться от энергетики других людей — вот они, истинные руководители, не так ли?
Но интроверты, со своей вечной отстраненной позицией уединенного наблюдателя, не так просты.
Мы не понимаем интроверсию в бизнесе?
Да, возможно, им дискомфортно коммуницировать с большим количеством сотрудников или клиентов, но зато они могут увидеть ситуацию со стороны. А отстраненный, холодно-расчетливый взгляд на бизнес не менее важен, чем умение активно и напористо преодолевать всевозможные рабочие трудности. Да и переговоры глаза в глаза для предпринимателя не менее, а зачастую и более важны, чем умение держаться «на людях».
Именно на таких переговорах интроверт можно проявить свою сильную сторону: выслушать и услышать оппонента, обдумать его слова и дать взвешенный ответ. Или взять паузу для такого ответа: ведь интроверт обычно не про скоротечные решения.
Кроме того, интроверту легче усилить свое присутствие в общении с клиентом, и это чаще всего будет воспринято как знак сближения. А вот экстраверту «уменьшить» свою явную яркую личность все же труднее, ведь это образ жизни.
Еще невозможно не отметить преимущество, крайне актуальное в современном обществе с его постпандемийными реалиями общения на удаленке. Тут, кстати, ну никак нельзя не вспомнить этот мем:
Ведь экстраверты привыкли на все 100 % использовать свое личное обаяние и буквально давить на человека своим шармом, но сейчас такая возможность сильно урезана во многих отраслях.
А интроверты, наоборот, получили новые возможности — использовать силу своего «текстового» обаяния в переписках или на удаленных переговорах через тот же Zoom. Когда у них нет хотя бы дискомфорта от физического присутствия человека на расстоянии вытянутой руки (от самой необходимости общаться, конечно, никуда не деться).
Конечно, будет неправильным утверждать, что экстраверты не умеют в предпринимательство, ведь разнообразные социальные навыки вроде умения продавать и обзаводиться связями — важны. Здесь 1:0 в пользу экстравертов.
Но достаточно ли этого для достижения целей бизнеса? Можно ли повысить его ценность за счет только продаж и расширения собственной сети условных продавцов-покупателей?
Ведь можно расширять сеть, а можно понять, есть ли у продукта дополнительная ценность.
И если она есть и аудитория готова платить, то поднятие цены ×3 даст больше доходов, нежели еще один открытый магазин. Больше доходов и значительно меньше усилий. Именно в таких моментах и пригодится интроверт с его привычкой смотреть на проблему со всех сторон, перекатывая ее внутри себя.
Но у интровертов, благодаря своему психотипу, есть преимущества не только в аналитике и Ко. Как это ни странно звучит, иногда интроверт — куда более лучший собеседник.
Грег МакКаун, автор бестселлера «Эссенциализм» пишет: «Никто не хочет вести “деловой разговор”, особенно те, кто находятся на высшем уровне бизнеса и политики. Они жаждут настоящих разговоров и настоящих отношений. Нужно быть подлинным и искренним».
Посудите сами, с кем бы вам больше хотелось общаться: с доминирующим оратором или человеком, который умеет слушать и слышать не только себя?
Итого: преимущество предпринимателя-интроверта
Проблема, озвученная в этой статье, неоднократно обсуждалась в разнообразных маститых изданиях — Business Insider, Industry Weeks, Inc.
Во всех материалах проходит одна и та же мысль: интровертам проще найти решение проблемы, а их мышление позволяет видеть картинку бизнеса целиком. Интроверты лучше разрешают конфликты и являются лучшими лидерами.
Попробуем собрать в один список черты, свойственные большинству интровертов, и оценить их возможное значение для бизнеса. Итак, интроверты:
- чаще реалисты, чем строители облачных замков;
- ставят на первое место свое душевное спокойствие;
- избегают общения с токсичными/циничными людьми;
- не стараются нравиться всем, разборчивы в своих социальных связях;
- слушают внимательнее, чем экстраверты, могут лучше понять проблему.
Каждая из этих особенностей способна помочь предпринимателю решать задачи своей компании. А некоторые из них позволят решать эти же задачи по-настоящему качественно.
Так стоит ли интровертам «лезть в бизнес»?
Спросите это у Уоррена Баффетта, Билла Гейтса, Ларри Пейджа, Марка Цукерберга или Илона Маска. С одной стороны.
С другой стороны — они заняли свои места на бизнес-Олимпе не потому, что были интровертами, а потому, что смогли развиваться в нужном направлении. В том числе используя сильные стороны типа личности.
Если интроверт, который читает эту статью, готов работать над собой, по аналогии с этими ребятами — тогда да, у него есть все шансы стать успешным предпринимателем.
А если же нет — …что ж, в найме или на фрилансе тоже можно неплохо устроиться. Правда, возможно, придется тщательно скрывать свои особенности и притворяться экстравертом — ведь это так нравится руководству.
P. S. В нашей стартап-студии Admitad Projects успешно сосуществуют и работают и экстраверты, и интроверты. Заглядывайте в наш чат и Telegram-канал — возможно, вы найдете что-то интересное для себя.