Эмоционально выгоревший сотрудник бизнесу не помощник

652
8 минут

Случаи эмоционального выгорания персонала участились после массового перехода предприятий на удалённый режим работы из-за пандемии Covid-19. При этом в типичной российской компании так и не появился сотрудник, способный выявлять этот синдром и справляться с ним. Руководители и собственники бизнеса часто не знают о рисках эмоционального выгорания, что вкупе с традиционной надеждой на авось неизбежно ведёт к снижению результативности работы. О том, что это такое, какие признаки могут говорить о выгорании сотрудников и как можно исправить ситуацию, рассказывает HR Business Partner Arenadata Елена Феденкова.

Эмоциональное выгорание: что это такое?

Термин «профессиональный синдром эмоционального выгорания» вошёл в одиннадцатый пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11), в 2019 году. Классификатор определяет его как результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Термин следует рассматривать исключительно в профессиональном контексте, тем не менее в быту он часто трактуется шире: например, на эмоциональное выгорание жалуются женщины в декретном отпуске по уходу за ребёнком. Узость контекста определения не исключает усугубления стресса на рабочем месте за счёт не обусловленных профессиональной спецификой факторов: например, человек выгорает на работе и одновременно переживает личный кризис — развод, болезнь или смерть родственника. Стресс часто усиливают и такие позитивные события, как свадьба или рождение ребёнка. Таким образом, эмоциональное выгорание проявляется и само по себе, и как часть комплексной проблемы. В обоих случаях требуется помощь, и если не оказать её вовремя, то итог будет печальным: сотрудник почувствует отвращение к работе, стойкое желание поменять профессию, испытает сложности при поиске новой вакансии, а к этому букету проблем добавятся конфликты в семье или испорченные отношения с близкими.

Россияне часто склонны мириться с работой или работодателем, которые их не устраивают, вместо того чтобы предпринимать конкретные шаги для изменения ситуации. Опасность такого подхода заключается в том, что человек невольно берёт кредит у себя самого, и дело заканчивается ухудшением физического, а потом и психического здоровья. Неслучайно к психологам обращаются клиенты либо в последней стадии эмоционального выгорания, либо в состоянии тяжёлой депрессии, которая требует медикаментозного лечения. Цепочка событий выглядит так: человек игнорирует тревожные сигналы собственного организма, за его состоянием никто не следит, продуктивность снижается, наступает финал — либо уход из компании по собственному желанию, либо увольнение.

Из-за пандемии компании массово перешли на удалённый режим работы. В этом нет ничего страшного, потому что при наличии правильно описанных бизнес-процессов работник остаётся эффективным. При этом далеко не каждый способен сохранять продуктивность вне офиса. Работа из дома стирает границы между профессиональной и личной жизнью, что автоматически удлиняет рабочий день. Сотрудники с детьми, тоже сидящими дома из-за пандемии, вынуждены разрываться между профессиональными и родительскими обязанностями и часто не имеют постоянного рабочего места.

Кроме того, все боятся заболеть и из-за страха утратить здоровье находятся в постоянном напряжении. Эмоции обретают негативный оттенок, люди инстинктивно начинают их экономить и приглушать усилием воли. Нервная система постепенно истощается, теряет заряд, как батарейка, но и в режиме экономии эмоции продолжают копиться до тех пор, пока не вырвутся наружу. Гнев и агрессия при этом направляются на кого угодно: коллег, руководителей и даже клиентов.

Диагностика и выход из ситуации

Признаки эмоционального выгорания проявляются в трёх сферах.

В плане физиологии они сводятся к истощению физических и психических ресурсов организма: снижается работоспособность, теряется внимание, ухудшается память, ощущается постоянная усталость.

В аффективно-когнитивной сфере признаки выгорания проявляются падением интенсивности эмоций и преобладанием в эмоциональном спектре негативных оттенков. Внезапно рабочая команда обнаруживают пессимистично настроенного и раздражительного игрока, который обесценивает себя, свой труд и всё воспринимает в негативном ключе.

В поведенческой сфере выгорание приводит к тому, что человек чаще делает ошибки, не способен концентрироваться, откладывает работу на потом. У него прогрессируют тревожные состояния, прокрастинация, перфекционизм, появляется стойкое желание сменить работу или профессию, однако эмоциональное выгорание — плохой советчик: сначала стоит привести психику к норме, пройти профориентацию — и только после этого задумываться о переменах.

Признаки эмоционального выгорания проявляются одинаково и у рядовых сотрудников, и у топ-менеджеров, вопрос в степени выраженности симптомов. На начальных этапах их можно обнаружить самостоятельно. Для этого используется онлайн-опросник В. В. Бойко, отлично зарекомендовавший себя на практике, но для постановки диагноза тестирования недостаточно, необходима консультация специалиста, способного разобраться в том, какой из стрессовых факторов оказался решающим, какое событие стало последней каплей и пройдена ли точка невозврата, после которой не избежать медикаментозного лечения.

Специалисты используют комплекс тестов и дифференциальную диагностику для того, чтобы определить, с чем именно столкнулся клиент, будь то тревожное состояние, эмоциональное выгорание или клиническая депрессия.

Важно правильно сформулировать запрос пациента, потому что обычно описание симптоматики звучит так: «Мне плохо, но я ничего не хочу менять, а хочу, чтобы стало хорошо». По сути, человек говорит: «Я жарюсь на раскалённой сковороде, сделайте, чтобы было не больно». Часто пациенты обращаются за консультацией в тот момент, когда дело зашло слишком далеко (например, появились панические атаки), и пора обратиться к психиатру, поэтому точная формулировка запроса нужна для выработки персональных рекомендаций, которые помогут только в конкретной ситуации.

Стандартные способы выхода из состояния эмоционального выгорания сводятся к налаживанию режима сна, бодрствования, приёма пищи, движения, информационного детокса и отдыха. Для восстановления при лёгкой стадии выгорания хватит выходных, при средней — двухнедельного отпуска, для выхода из тяжёлой стадии понадобится от шести месяцев до двух лет.

Продолжительность сна желательно довести до восьми часов, а время завтрака, обеда и ужина зафиксировать. Периодический отказ от использования гаджетов принесёт пользу — в первую очередь тем, кто занимается информационными технологиями. Занятия спортом любят не все, но начать можно с малого: прогулок в парке или плавания в бассейне. Главное — регулярно выходить за пределы квартиры.

Важно установить чёткие границы между рабочим и личным временем. В идеале в квартире стоит оборудовать полноценное рабочее место, но для начала достаточно того, что человек утром сядет за письменный стол, а не останется лежать в постели с ноутбуком. Полезно соблюдать те же ритуалы, что и перед поездкой в офис: принимать душ, менять домашнюю одежду на более строгую, женщинам — наносить макияж. Баланс личного и профессионального стоит понимать шире, чем разграничение работы и отдыха. Часто это вопрос умения сохранять личные границы, и если этот навык не сформирован в детстве, то они будут постоянно нарушаться. Редкий руководитель не воспользуется тем, что сотрудник готов работать в режиме 24/7, и если при этом он берётся за любую работу, то она непременно появится. Поэтому о правилах внутрикорпоративных коммуникаций полезно договариваться на берегу: до какого часа продолжается рабочий день, в каких случаях уместно общение в мессенджерах, и лучше, если инициатива исходит со стороны сотрудника, а не руководителя.

Профилактика: может, и скучно, но полезно

Что нужно для того, чтобы сотрудники не выгорали? Во-первых, контролировать их состояние. Наблюдения может вести корпоративный психолог, HR-менеджер или руководитель среднего звена. Во-вторых, квалификация должна быть достаточной для правильного определения степени эмоционального выгорания. Конечно, не каждая компания пользуется услугами штатного психолога. HR-менеджер, как правило, занимается наймом персонала и сопровождением рабочего цикла, и часто у него нет знаний и навыков, которые помогали бы руководителям выстраивать рабочие процессы так, чтобы подчиненные сохраняли продуктивность, а рядовым сотрудникам — предпринимать конкретные шаги во избежание эмоционального выгорания.

Выход из ситуации — профилактика, реализуемая в различных форматах. Например, в компании могут регулярно проводить семинары или вебинары, объединённые темой «Как сохранить эффективность». На таких встречах сотрудники получают информацию о том, что такое эмоциональное выгорание, почему нельзя игнорировать уже появившиеся симптомы, как не угодить в состояние клинической депрессии и так далее.

При организации таких встреч важно учитывать, что решение об участии принимается добровольно. Здесь играет роль даже гендерный фактор, особенно в том случае, если большинство сотрудников компании — мужчины. Дело в том, что женщины склонны чаще обращаться к психологам и делиться проблемами с друзьями. Мужчины реже пользуются такими возможностями, поэтому способны пропустить начало процесса и довести себя до тяжёлой степени выгорания. Сильному полу в большей степени свойственно и скептическое отношение к психологам, которое меняется, если положительный эффект вмешательства становится очевидным.

В России уже появились компании, практикующие профилактику эмоционального выгорания, и, по сути, это работа на опережение ситуации, которая одновременно повышает лояльность и мотивирует сотрудников поддерживать психическое и физическое здоровье. Тем не менее чтобы сдвинуться с мёртвой точки, нужна воля руководителя или собственника компании. Важно осознать те риски, которые несёт эмоциональное выгорание для компании: текучесть кадров, снижение эффективности, потеря конкурентных позиций. Выгоревший сотрудник бизнесу не помощник — и это аксиома, которую уже пора усвоить.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...