Основатель TCS Group Олег Тиньков договорился с с Минюстом США об урегулировании налоговых претензий, следует из материалов, направленных в суд Калифорнии, с которыми ознакомился РБК.
«Стороны достигли соглашения урегулировать эти претензии», — указано в документах, которые представители Минюста и Тинькова направили в суд. В этом деле отсрочка заключения мирового соглашения могла бы нанести ущерб интересам американского правосудия, отмечается в документе.
Соглашение и его условия будут обсуждаться позднее в ходе судебного заседания, которое планируется провести в режиме видеоконференции. Оно вступит в силу после утверждения судом.
Представитель Тинькова отказался от комментариев.
В чем налоговая служба США обвиняла Олега Тинькова
Налоговая служба США предъявила претензии Тинькову в ноябре 2020 года. Как писал РБК со ссылкой на материалы дела, оно касалось периода с 28 октября 2013 года по 26 сентября 2019 года, когда основатель Тинькофф Банка, по версии налоговиков, подписал налоговую декларацию, которая «занизила его доход и состояние в 2013 году».
События, которые описываются в деле, произошли вскоре после выхода TCS Group Holding PLC (головной компании банка) на IPO на Лондонской фондовой бирже — Тиньков владел акциями группы, стоимость которых американские налоговики оценили в $1 млрд. Через три дня после выхода банка на биржу предприниматель отказался от американского гражданства, но граждане США должны сообщать в налоговую службу о прибыли от своих активов. Тиньков, как утверждал Минюст, подал недостоверную декларацию, в которой его доход составлял менее $206 тыс. А в отчетности, которая подается при отказе от гражданства, эта сумма не превышала $300 тыс. (она используется для начисления exit tax, налога на экспатриацию).
В конце февраля американские налоговики инициировали слушания в отношении Тинькова в Лондоне, где он находился на тот момент. Его обязали сдать российский и кипрский паспорта и документ о резидентстве Италии. Бизнесмен остался на свободе, выплатив залог в £20 млн, но был ограничен в передвижениях: не должен покидать квартиру рядом с Холланд-парком в Кенсингтоне с 19:00 до 7:00, посещать аэропорты и выезжать за пределы кольцевой автодороги М25, должен был отмечаться в полиции.
США требовали экстрадиции Тинькова из Великобритании, и эти требования должны были рассматриваться в Вестминстерском магистратском суде. Слушания многократно переносились — в последний раз на середину октября. В марте прошлого года, вскоре после начала судебного разбирательства, Тиньков объявил, что борется с лейкемией в острой форме. В июле ему сделали операцию по трансплантации костного мозга, а в декабре основатель Тинькофф Банка сообщил о полной ремиссии.
Акции TCS Group, в которую, помимо банка, входит страховая компания и другие активы, снижались прошлой весной на фоне новостей о налоговом деле, болезни Олега Тинькова и общего тренда на продажу активов развивающихся рынков из-за пандемии. В прошлом феврале их цена превышала $26 за штуку, а к концу марта упала ниже $11. Это падение компания отыграла к августу, а в сентябре 2021 года бумаги TCS торгуются уже дороже $90 (в августе их котировки даже превышали $100).
Сам Тиньков неоднократно заявлял, что операционным управлением в банке не занимается. Он рассматривал возможность продажи группы — одним из претендентов на нее был «Яндекс», но сделка не состоялась, а TCS решила развиваться самостоятельно.
Как работают соглашения с налоговой в США
Смысл мирового соглашения между налогоплательщиком и Министерством юстиции США состоит в следующем, пояснил РБК управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев: «Первое — налогоплательщик признает свою вину в неуплате налогов — полностью или частично; второе — он уплачивает сумму доначисленных налогов в согласованном с Минюстом размере; третье — уголовное преследование налогоплательщика прекращается; четвертое — такое соглашение между налогоплательщиком и Министерством юстиции подлежит утверждению судом».
Можно сказать, что такие соглашения — рутина, в них нет ничего необычного, заметил юрист. «Например, на прошлой неделе была новость о том, что заключено соглашение на рекордную сумму $7 млрд. Там доначислили налог инвестиционному фонду. Практика «с паршивой овцы хоть шерсти клок» (то есть лучше взять деньги, чем преследовать человека) применяется не только в Штатах, но и в России», — говорит Пепеляев.
С ним согласен управляющий партнер юридической компании «Вегас Лекс» Александр Ситников: «Американская правовая система достаточно жесткая. Уменьшение государственных издержек и выплата задолженности без суда — рациональное, опробованное десятилетиями практики решение. Именно поэтому, часто заключаются соглашения с Департаментом юстиции, так называемые plea agreements, которые далее утверждаются в суде».
По мнению Пепеляева, скорее всего, суд утвердит это соглашение: «Практика показывает, что если Министерство юстиции говорит «окей», то и суд говорит «окей». «Кроме того, Тиньков давно готовился к этому соглашению. Он продал часть своих акций и объявил, что деньги ему нужны для урегулирования личных судебных проблем. Думаю, что в министерстве учитывают и то, что Олег болен и не может передвигаться», — пояснил Пепеляев.
«В данном случае речь идет не о грубом нарушении налогового законодательства, когда налогоплательщик утаивает какие-то счета. Здесь более деликатный и неоднозначный вопрос: плательщик считает, что закон соблюдает, налоговая считает, что нарушает. В такого рода делах мировые соглашения — обычная практика, свидетельствующая о том, что налоговое законодательство нужно лучше писать — чтобы было четче и понятнее», — заключил он.
«Подписание такого соглашения обычно подразумевает частичное признание вины в обмен на защиту от преследования американской правоохранительной системы и возможность продолжать вести бизнес. В случае с Олегом, соглашение можно было ожидать в том числе в связи с состоянием здоровья Олега, которое не позволяло расчитывать на экстрадицию и участие в судах», — отметил Ситников.
Где Тиньков возьмет деньги на возможный штраф
Продавать акции TCS Group для выплаты штрафа Олег Тиньков не планировал: «Продавать акции, чтобы заплатить штраф США, за мои «ошибки молодости» мне не нужно, у меня полно кеша», — писал он в своем Instagram. А позднее он взял на себя обязательство не продавать бумаги как минимум до 10 декабря 2021 года.
В конце прошлого года Rigi Trust, подконтрольная Тинькову и его семье, продала акции TCS на общую сумму около $325 млн. Сам бизнесмен заявлял, что «осуществлял эту продажу в том числе и по личным причинам», в частности «для урегулирования личных юридических проблем».
В течение 2020 года Rigi Trust и Bernina Trust, через которые Олег Тиньков и его семья владеют долей в TCS, держали в общей сложности примерно 40% акций группы. Их доля изменилась в конце года, когда Rigi Trust продала часть своих акций. Однако дивиденды выплачивались на дату закрытия реестра в конце ноября — всего за 2020 год они составили $0,8 за акцию. Кипрские компании Тинькова до продажи владели примерно 80,5 млн голосующих акций класса B (по ним выплачиваются дивиденды как и по основным акциям класса A). Таким образом, эти компании могли получить дивиденды в размере порядка $64,4 млн.
Всего с 2018 года он получил около $215 млн дивидендов, следует из данных, которые раскрывала TCS Group.