Суды оставили в силе штраф за сдачу в июне формы 4-ФСС за 1 квартал 2020 года. Несмотря на ситуацию, которую можно было бы расценить как общеизвестный форс-мажор, в отношении пандемии коронавируса с подачи ВС действуют свои правила - невозможность выполнения каких-то обязательных действий надо отдельно доказывать.
С учетом всех нерабочих дней, объявлявшихся в прошлом году в связи с началом пандемии коронавируса, 4-ФСС за 1 квартал с учетом правительственного постановления о переносе сроков надо было сдать 15 мая (последние серии нерабочих дней и майские праздники дополнительных сдвигов не дали).
Тем не менее, ООО "Т" действовало по своему графику – сдало 4-ФСС за 1 квартал 9 июня 2020 года. Фонд назначил штраф в 1 тысячу рублей, и фирма направилась в суд это оспаривать (дело А38-7159/2020).
В своей правоте бухгалтер фирмы был уверен потому, что на территории региона (как и во многих других) после окончания всех общероссийских нерабочих дней еще долго действовал режим повышенной готовности со всеми вытекающими ограничениями. Эти обстоятельства фирма предложила считать форс-мажором.
Но суды с таким подходом не согласились. Согласно закону о "несчастном" соцстраховании 125-ФЗ, действительно, стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства избавляют от штрафа. Такие обстоятельства "устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания".
Тем не менее, есть позиция ВС, согласно которой признание коронавирусной пандемии обстоятельством непреодолимой силы "не может быть универсальным для всех категорий должников". Нужно исследовать конкретные условия для каждого случая.
А в рассматриваемом случае фирма не представила никаких доказательств невозможности своевременного представления расчета вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях факторов, находящихся вне контроля истца, указали суды (кассация Ф01-3639/2021).