Организация обязана раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в отчетности как по правилам РСБУ, так и по правилам МСФО.
За отсутствие и непредставление информации о бенефициарных владельцах налоговым или иным уполномоченным органам власти по запросу предусмотрена административная ответственность.
В случае отсутствия в отчетности информации о бенефициарных владельцах, признаваемых связанной стороной, аудитор в большинстве случаев должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
Далее подробное обоснование.
1. Кто такие бенефициарные владельцы
Бенефициарный владелец - это физическое лицо, которое прямо или через третьих лиц владеет организацией (имеет более 25% в уставном капитале) или имеет возможность контролировать ее действия (ст. 3, п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
Кредитные организации в целях выполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ определяют бенефициарных владельцев так. В обязательном порядке используют следующие квалифицирующие признаки (п. п. 3.2, 3.3 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П):
- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе через юридическое лицо, нескольких юридических лиц либо группу связанных юридических лиц) имеет преобладающее участие в организации - более 25% в капитале;
- физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с организацией, контролировать решения, принимаемые организацией. В частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые решения об осуществлении сделок и финансовых операций, а также оказывать влияние на величину дохода организации.
Кредитная организация вправе определять иные факторы наличия у физического лица возможности контролировать действия организации, на основании которых физическое лицо будет признанаваться бенефициарным владельцем.
Признание физического лица бенефициарным владельцем является результатом анализа совокупности имеющихся документов и (или) информации об организации и о физическом лице (п. 3.4 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П).
Следует принимать во внимание, что понятие "бенефициарный владелец" было включено в национальное законодательство в соответствии с Рекомендациями ФАТФ, в которых раскрывается понятие бенефициарного собственника (Письмо Банка России от 15.10.2013 N 12-1-5/1665).
Термин «бенефициарный собственник» относится к физическому лицу, которое в конечном счете владеет или осуществляет контроль над организацией. То есть, владение/управление может осуществляться через цепочку владения или иной контроль, кроме контроля напрямую (Информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 N 57). Количественный критерий (наличие участия более 25% в уставном капитале) в Рекомендациях ФАТФ отсутствует.
То есть, ключевым в определении бенефициарного владельца является все-таки возможность контроля – качественный критерий, а не сам факт владения долей в уставном капитале. Возможна ситуация, когда физическое лицо, обладающее преобладающей долей в уставном капитале, не будет являться бенефициарным владельцем.
Например, если 100% акций общества принадлежат Петрову А. А., но он выдал доверенность на право владения и распоряжения принадлежащими ему акциями с правом голоса по всем вопросам повестки дня на общих собраниях акционеров Иванову Б. Б., то бенефициарным владельцем следует признать Иванова Б. Б., а не Петрова А. А.
В то же время нормы Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ обязывают по количественному признаку относить к числу бенефициаров фактических владельцев активов, доля которых в капитале составляет более 25%. Хотя доля участия менее 50%, как правило, не дает возможности принимать нужные решения по большинству вопросов, связанных с управлением.
Это значит, что при отсутствии каких-либо дополнительных факторов учредитель организации с долей, например, в 26% автоматически должен быть признан бенефициарным владельцем.
2. Обязанности организации по установлению бенефициарных владельцев
Организация обязана (п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ):
- располагать информацией о своих бенефициарных владельцах;
- обновлять ее не реже одного раза в год путем направления запросов своим участникам (акционерам).
Для исполнения этой обязанности акционерные общества могут получать информацию у держателя реестра, номинального держателя или лица, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги в соответствии с п. 1 ст. 8.6-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Собирать информацию о бенефициарах в целях исполнения Федерального закона N 115-ФЗ не надо (п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ):
- государственным корпорациям или организациям, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
- эмитентам ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
- иностранным организациям, ценные бумаги которых прошли листинг на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;
- иностранным структурам без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа;
- международным организациям.
В отношении бенефициаров организации нужна следующая информация (п. 1 ст. 6.1, пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ):
- Ф.И.О.;
- гражданство;
- дата рождения;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность (данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России);
- адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
- идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Передача учредителями или участниками организации информации, позволяющей установить бенефициарного владельца, не является нарушением законодательства о персональных данных (п. 5 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
3. Обязанности организации по раскрытию информации о бенефициарных владельцах в отчетности по РСБУ
Организация обязана включать информацию о бенефициарах в отчетность общества в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ (п. 7 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
Законодательством РФ о бухгалтерском учете предусмотрено раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о связанных сторонах по правилам, установленным ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 27 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01, Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015).
Связанными сторонами, в частности, считаются лица (не обязательно физические), которые контролируют организацию или способны оказывать значительное влияние на ее деятельность (п. 6 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»). Возможность контроля и значительного влияния определяется не только участием в уставном капитале организации, но может следовать из положений учредительных документов, заключенных договоров, участия в наблюдательном совете, выданных доверенностей и других обстоятельств. Перечень связанных сторон, информация о которых должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности, должен формироваться с учетом требования приоритета содержания перед формой (п. п. 7, 8, 9 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»).
Юридическое или физическое лицо, как правило, контролирует организацию, когда имеет (п. 7 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»):
- более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале в силу своего участия в обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц;
- либо право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале, и имеет возможность определять решения, принимаемые организацией.
В тех случаях, когда юридическое или физическое лицо имеет возможность участвовать в принятии решений организации, но не контролирует ее, считается, что такое юридическое или физическое лицо оказывает значительное влияние на организацию (п. 8 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»).
Для того чтобы понять, нужно ли раскрывать информацию о бенефициарном владельце в бухгалтерской отчетности и в каком объеме, необходимо определить, обладает ли бенефициарный владелец возможностями контроля или значительного влияния.
Очевидно, что бенефициарный владелец, признанный таковым по качественному критерию – возможности прямо или через других лиц определять решения, принимаемые организацией, признается также и контролирующей организацию связанной стороной.
В эту же категорию следует отнести бенефициарных владельцев, признанных таковыми по количественному критерию – преобладающей доле участия, если эта доля превышает 50%. Можно сказать, что в отношении них количественный и качественный критерий совпадают.
В отношении бенефициарных владельцев с долей участия от 25% до 50% необходимо провести дополнительный анализ, могут ли они оказывать значительное влияние на деятельность организации. Если да, то их следует признать связанной стороной с возможностью значительного влияния.
Если нет, то раскрывать информацию о таких бенефициарных владельцах в бухгалтерской отчетности не нужно. Они не признаются связанными сторонами по ПБУ 11/2008.
В отношении бенефициарных владельцев, признанных связанными сторонами, необходимо раскрыть сведения, позволяющие однозначно идентифицировать бенефициарного владельца (Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). При этом необязательно обнародовать всю информацию, собранную организацией во исполнение Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Раскрытие информации о бенефициарных владельцах в отчетности не требует согласия субъекта персональных данных, так как эта обязанность прямо предусмотрена Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (пп. 2, 11 п. 1 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Информация Роскомнадзора "Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных").
Если в отчетном периоде организация проводила операции с бенефициарными владельцами, то в бухгалтерской отчетности раскрывается (п. 10 ПБУ 11/2008, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01):
- характер отношений;
- виды операций;
- объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
- стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
- условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов;
- величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
- величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.
Если бенефициарные владельцы относятся к категории контролирующих связанных сторон, то характер отношений между ними надо описать в бухгалтерской отчетности даже при отсутствии операций с ними (п. 13 ПБУ 11/2008).
Информация об операциях раскрывается по каждой связанной стороне, если это необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации. В ином случае ее можно сгруппировать по видам операций и по видам связанных сторон (п. п. 10, 11 ПБУ 11/2008).
Кратко соотношение понятий «бенефициарный владелец» и «связанная сторона», а также объем раскрываемой информации о них в бухгалтерской отчетности можно представить в виде таблицы:
Основание признания бенефициарным владельцем | Категория связанной стороны | Раскрываемая информация |
Качественный критерий – возможность влияния | Контролирующая связанная сторона |
Сведения, позволяющие однозначно идентифицировать бенефициарного владельца; Описание характера отношений между организацией и бенефициарным владельцем; При наличии в отчетном периоде операций между организацией и бенефициарным владельцем – информация об операциях. |
Количественный критерий – доля прямого или косвенного участия в капитале свыше 50% | ||
Количественный критерий – доля участия от 25% до 50% | Связанная сторона с возможностью значительного влияния |
Сведения, позволяющие однозначно идентифицировать бенефициарного владельца; При наличии в отчетном периоде операций между организацией и бенефициарным владельцем: - информация об операциях; - информация о характере отношений между организацией и бенефициарным владельцем. |
Связанной стороной не признается – не имеет возможности значительного влияния | Не раскрывается |
Информацию о бенефициарных владельцах включают в пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 14 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»).
4. Кому не надо раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в отчетности по РСБУ
В бухгалтерской отчетности по РСБУ раскрывать информацию о бенефициарных владельцах не надо:
- некоммерческим организациям (п. 1 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»);
- организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (в основном это малые предприятия, бухгалтерская отчетность которых не подлежит обязательному аудиту) (ч. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 3 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»).
Что касается эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, у которых нет обязанности собирать информацию о бенефициарных владельцах по Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ, то они в общем случае не освобождены от обязанности по раскрытию информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности по ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Для исполнения этой обязанности они запрашивают информацию у держателя реестра, номинального держателя или лица, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги в соответствии с п. 1 ст. 8.6-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Их отчетность должна быть опубликована в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Публикация отчетности предусмотрена также для некоторых категорий акционерных обществ, не являющихся эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, ст. 92 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Эмитенты ценных бумаг вправе не раскрывать (не представлять) информацию о связанных сторонах в публикуемой бухгалтерской отчетности по РСБУ в случаях, определенных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 400. К числу таких случаев относятся, в частности, нахождение эмитента под санкциями иностранных государств или возможность введения санкций в отношении эмитента вследствие раскрытия им информации. Но тогда эмитент обязан направить в Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается (не представляется) (п. 1 Информационного письма Банка России от 09.10.2019 N ИН-06-28/79).
5. Обязанности организации по раскрытию информации о бенефициарных владельцах в отчетности по МСФО
Бенефициарный владелец, признанный таковым по качественному критерию – возможности контроля, подпадает под определение связанной стороны по пп. (i) (а) п. 9 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах".
Бенефициарный владелец, признанный таковым по количественному критерию – преобладающей доле участия, очевидно, обладает возможностью контроля, если его доля в капитале составляет более 50%. Такой бенефициарный владелец также будет контролирующей связанной стороной по пп. (i) (а) п. 9 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах".
Бенефициарный владелец с долей участия в капитале от 25% до 50% будет считаться связанной стороной, только если он имеет значительное влияние на организацию (пп. (ii) (а) п. 9 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"). Под значительным влиянием следует понимать полномочия участвовать в принятии решений по финансовой и операционной политике организации, но не контролировать эту политику (п. 9 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах", п. 3 МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия").
Если лицо обладает долей в капитале от 25% до 50% в капитале, но не имеет возможности значительно влиять на организацию, то оно, будучи бенефициарным владельцем, не является связанной стороной. Информацию о таком бенефициарном владельце в отчетности по МСФО раскрывать не надо.
Раскрывать информацию об отношениях и операциях со связанными сторонами, в том числе о наименовании конечной контролирующей стороны, требуют п. п. 3, 13, 14 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах".
Информация об отношениях с контролирующей связанной стороной раскрывается вне зависимости от того, проводились ли операции этими сторонами. Организация должна раскрыть наименование своей материнской организации и стороны, обладающей конечным контролем, если эта сторона отлична от материнской организации.
Следовательно, организация обязана приводить в отчетности по МСФО сведения о своих бенефициарных владельцах всегда, когда эти лица обладают возможностью контроля.
Если между организацией и ее связанной стороной проводились операции в течение периодов, представленных в финансовой отчетности, или заключены сделки, операции по которым пройдут в будущем, организация раскрывает, как минимум, следующее (п. п. 8, 18 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"):
- характер отношений;
- сумму операций;
- сумму остатков по таким операциям, включая договорные обязательства по будущим операциям;
- условия проведения будущих операций, включая наличие обеспечения, а также характер возмещения, предоставляемого при расчете;
- данные о любых предоставленных и полученных гарантиях;
- резерв по сомнительной задолженности, относящийся к остаткам по операциям со связанными сторонами;
- расходы, признанные в течение периода в отношении безнадежной или сомнительной задолженности контролирующей стороны.
Раскрываемая информация группируется по категориям связанных сторон и по аналогичным по характеру операциям с ними (п. п. 19, 24 МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах").
Кратко соотношение понятий «бенефициарный владелец» и «связанная сторона», а также объем раскрываемой информации о них в бухгалтерской отчетности по МСФО можно представить в виде таблицы:
Основание признания бенефициарным владельцем | Категория связанной стороны | Раскрываемая информация |
Качественный критерий – возможность влияния | Контролирующая связанная сторона |
Наименование бенефициарного владельца; Информация об отношениях между организацией и бенефициарным владельцем; При наличии в отчетном периоде операций (сделок) между организацией и бенефициарным владельцем – информация об операциях (договорных обязательствах по будущим операциям). |
Количественный критерий – доля прямого или косвенного участия в капитале свыше 50% | ||
Количественный критерий – доля участия от 25% до 50% | Связанная сторона с возможностью значительного влияния |
При наличии в отчетном периоде операций (сделок) между организацией и бенефициарным владельцем: - информация об операциях (договорных обязательствах по будущим операциям); - характер отношений между организацией и бенефициарным владельцем. |
Связанной стороной не признается – не имеет возможности значительного влияния | Не раскрывается |
6. Кому не надо раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в отчетности по МСФО
Исключений как таковых нет.
Однако в публикуемую финансовую отчетность по МСФО информацию о бенефициарных владельцах, признаваемых как контролирующей стороной, так и связанной стороной с возможностью значительного влияния, можно не включать в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 400 (Информационное сообщение Минфина России от 16.03.2020 N ИС-учет-24). К числу таких случаев относятся, в частности, нахождение эмитента под санкциями иностранных государств или возможность введения санкций в отношении эмитента вследствие раскрытия им информации. Но тогда эмитент обязан направить в Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается (не представляется) (п. 1 Информационного письма Банка России от 09.10.2019 N ИН-06-28/79).
7. Ответственность за отсутствие и непредставление информации о бенефициарах
За отсутствие и непредставление по запросу налоговых или иных уполномоченных органов власти информации о бенефициарах предусмотрен штраф в размере (ст. 14.25.1 «Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах» КоАП РФ, Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015):
- для должностных лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
- для юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
8. Что делать, если организация не смогла установить бенефициарных владельцев
В случае, если организация не может установить своего бенефициарного владельца, хотя и приняла все доступные меры для этого, такая организация должна на запрос уполномоченного госоргана представить информацию о принятых мерах (п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
Документами, подтверждающими принятие мер, являются письменные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них (Информационное сообщение Росфинмониторинга "О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015).
Если меры по установлению бенефициарных владельцев были приняты, то административная ответственность организации не грозит (Информация ФНС России «О форме запроса о бенефициарных владельцах организаций»).
Полагаем, что в случае невозможности установить своих бенефициарных владельцев организация должна указать этот факт в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
9. Обязанности аудиторов в отношении раскрытия информации о бенефициарных владельцах
Согласно п. 13 МСА 550 «Связанные стороны» в рамках изучения взаимоотношений и операций организации со связанными сторонами аудитор должен направить в адрес руководства запрос относительно:
- идентификационных данных связанных сторон организации, включая изменения по сравнению с предыдущим периодом;
- характера взаимоотношений между организацией и этими связанными сторонами;
- того, проводила ли организация какие-либо операции с такими связанными сторонами в течение отчетного периода и, если проводила, каковы типы и цели операций.
Аудитор обязан получить от руководства (лиц, отвечающих за корпоративное управление) письменные заявления в том, что (п. 26 МСА 550 «Связанные стороны»):
- они раскрыли аудитору идентификационные данные связанных сторон организации и сведения обо всех взаимоотношениях и операциях между связанными сторонами, о которых им известно;
- они надлежащим образом отразили в бухгалтерском учете и раскрыли такие взаимоотношения и операции.
Аудитор также изучает отчетные материалы и документы на предмет наличия в них договоренностей или иной информации, которая может указывать на существование взаимоотношений или операций между связанными сторонами, ранее не выявленных или не раскрытых руководством аудируемого лица, и выполняет аудиторские процедуры по установлению дополнительных связанных сторон (Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875, Приложение к Письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).
При сборе и документировании аудиторских доказательств по проведенным аудиторским процедурам необходимо обеспечить соблюдение прав субъектов персональных данных. В связи с этим в случае, если аудиторская документация содержит персональные данные, целесообразно либо обезличивание указанной информации аудитором (за исключением случаев, когда получено согласие субъектов персональных данных на соответствующую обработку либо документирование необезличенных данных прямо согласовано с аудируемым лицом) либо направление аудируемому лицу запросов о предоставлении обезличенной информации для целей документирования аудиторских процедур одновременно с предоставлением оригиналов документов с полным объемом сведений для ознакомления в целях подтверждения корректности предоставляемой обезличенной информации (Приложение к Письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).
Если организация не смогла собрать сведения о бенефициарных владельцах, то информацию об этом с обоснованием такой невозможности также надо получить от аудируемого лица в письменных заявлениях, представляемых аудитору согласно п. 15 МСА 580 «Письменные заявления».
В случае, если организация не смогла установить своего бенефициарного владельца, хотя ею были приняты все доступные меры для этого, аудитор делает вывод о том, что основополагающие допущения при проведении аудита не нарушены.
Отказ руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление, от предоставления перечисленных выше письменных заявлений рассматривается как нарушение основополагающего допущения, относящегося к обязанностям руководства (пп. «j» п. 13 МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита"), что требует от аудитора:
- модифицировать аудиторское мнение;
- или отказаться от выполнения аудита.
Согласно п. 25 МСА 550 «Связанные стороны» при формировании мнения о финансовой отчетности аудитор обязан оценить:
- надлежащим ли образом выявленные взаимоотношения и операции между связанными сторонами отражены в бухгалтерском учете и раскрыты в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;
- не препятствует ли влияние взаимоотношений и операций между связанными сторонами обеспечению достоверного представления финансовой отчетности.
Отсутствие у аудитора информации о связанных сторонах приводит к невозможности такой оценки и выполнения целей МСА 550 «Связанные стороны». Если при этом аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для вывода о том, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений, то аудитор должен (п. п. 11, 12, 24 МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита", пп. «b» п. 17 МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»):
- модифицировать аудиторское мнение;
- или отказаться от дальнейшего выполнения аудита.
В зависимости от того, какое влияние, по мнению аудитора, оказывает отсутствие информации о связанных сторонах на бухгалтерскую отчетность, типы модифицированного аудиторского заключения могут быть следующими:
- если влияние отсутствия этой информации существенно, но не является всеобъемлющим, аудитор выражает мнение с оговоркой (п. 7 МСА 705 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении");
- если, по мнению аудитора, возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений вследствие отсутствия информации о связанных сторонах может быть одновременно существенным и всеобъемлющим, аудитор отказывается от выражения мнения (п. 9 МСА 705 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении").
Автор: Светлана Крапивенцева, руководитель департамента «МСФО» КСК ГРУПП