МСФО 20 (IAS 20)

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 — стандарт учёта госсубсидий с раскрытием информации, содержащей сведения о госпомощи. Он является международным стандартом финотчётности, применяемым с целью учёта госсубсидий. Начало его действия датировано ещё 1984 г. (01.01). В РФ он действует с 2011 г., согласно Приказу № 160Н, изданному российским Министерством финансов.

Суть госсубсидий и предоставления помощи

Стандартизацию по МСФО (IAS) 20 применяют, учитывая:

  • госсубсидии;
  • раскрытие информации о госпомощи и её разных формах.

При этом разница между госсубсидиями и иными видами вспоможения очень велика, так как обозначенную стандартизацию применяют исключительно к субсидиям, а не к иным видам вспоможения.

Госпомощь

Под государственной помощью понимают ряд действий со стороны государственных структур, направленных на то, чтобы предприятия получили выгоды с экономической точки зрения. С этой целью они должны соответствовать ряду критериев. Формы госпомощи могут быть различны, на основании:

  • характера вспоможения;
  • условий его оказания.

Такие виды помощи не подразумевают косвенных выгод — к примеру, обустройство или развитие инфраструктуры в той или иной области либо границы, устанавливаемые конкурентам.

Госсубсидии

Под госсубсидиями понимают особый вид помощи, оказываемой государством. Согласно стандартизации МСФО (IAS) 20 это помощь, которую оказывают госструктуры, предоставляя организации возможные средства. В ответ на это предприятие должно выполнить определённые условия, имеющие отношение к его работе.

Установленным стандартом определены такие разновидности госсубсидий:

  • связанные с активами. Они государственные, предоставляются с условием, если предприятие покупает определённое количество внеоборотных активов либо приобретает их другим доступным способом. Здесь могут быть и условия вторичного характера. Они ограничивают тип активов или место, где они находятся;
  • связанные с доходами. Эти субсидии тоже относятся к государственным и отличаются от тех, которые имеют непосредственное отношение к активам.

Согласно установленному стандарту понятие государства следует рассматривать в совокупности с госагентствами и другими структурами. При этом не играет роли, местные они, международные или имеют национальную окраску.

Что не входит в госсубсидии?

К государственным субсидиям не имеют отношения:

  • виды помощи с невозможностью отнесения и определения цены. К примеру, речь может идти о бесплатных консультациях в сфере маркетинга или рабочей техники с предоставлением гарантий;
  • кредитование, если ставка по кредиту ниже, чем на рынке. Это одна из форм госпомощи, но выгоду здесь не определяют в количественном эквиваленте, начисляя условный процент;
  • государственные операции, которые не подлежат выделению из обыкновенных операций в области торговли. К примеру, это получение практической выгоды организацией или предприятием, когда оно занимается государственной политикой в сфере закупочной деятельности.

Список этих статей, исключающих возможности и принципы государственных субсидий, следует рассматривать в качестве перечня, который соответствует нормативам стандартизации по оказанию госпомощи.

Область использования

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 применяется при учёте субсидий государственного значения, а также с целью раскрытия касающихся их сведений и информации, имеющей отношение к другим вариантам государственной помощи.

Данный стандарт не относится к параметрам, которые представлены:

  1. «специфическими» проблемами, связанными с учётом субсидий государственного значения в плане финансовых отчётов и воздействия ценового изменения, или в составе дополнительных данных подобного типа;
  2. государственной помощью, предоставляемой предприятию, как выгода для определения налогооблагаемой прибыли, или размеров, которые определяются или ограничиваются согласно обязательствам по выплате налогов на получаемые прибыли;
  3. участием государства в капитале компании;
  4. государственным субсидированием, регулируемым МСФО (IAS) 41.

Относительно международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 40 с применением аналогичного формата справедливой цены ко всем объектам инвестиций (недвижимые объекты),

Комитетом по МФСО не были введены требования, касающиеся государственного субсидирования данного стандарта. Кроме прочего, не было пересмотра МСФО (IAS) 20 по данному вопросу, что, скорее всего, обусловлено редкостью этого параметра в секторе инвестиций по сравнению с областью сельского хозяйства.

В ходе рассмотрения ПКИ определена ситуация, характерная для ряда государств, в которых данная помощь оказывается компаниям на разных региональных уровнях или в отдельных промышленных секторах без установления условий, неразрывно связанных с осуществлением операционной деятельности. Так, с начала 1998 года данная государственная помощь должна определяться, как предоставление государственного субсидирования, что обусловлено полным отсутствием регулирования стандартами и отношением к собственным капиталам.

Концессионные договоры в настоящее время отличает предоставление со стороны государства определённых активов с учётом тщательного анализа необходимости обратить внимание на все соглашения по Интерпретации IFRIC 12.

Исходя из того, что право на проведение выбросов и сертификации для применения возобновляемых энергетических источников чаще всего имеет соответствие определению гос. субсидирования по МСФО (IAS) 20, непосредственно права и сертификаты необходимо относить к числу нематериальных активов.

Правила учёта субсидий государственного значения

  1. Государственное субсидирование (включая немонетарное субсидирование по справедливой цене) признаётся при наличии достаточной уверенности в следующем:
  • компанией будут выполнены условия получения субсидий;
  • существует обязательное получение субсидий.
  1. Выгодность государственных займов с процентной ставкой ниже рыночного уровня нужно учитывать в качестве государственной субсидии. Выгоду требуется оценивать в качестве разницы между изначальной балансовой ценой займа, определяемой по МСФО (IFRS) 9, и поступившими финансами. Организацией идентифицируются все расходы, которые должны компенсироваться выгодой, получаемой от займа.
  2. Государственное субсидирование систематически включается в состав понятия прибыльности или убыточности в течение периодов, когда компания признаёт как расходы соответствующие затраты, компенсируемые данными субсидиями.

Логика подхода

Логический подход Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности  обусловил правильный выбор принципа, отражающего суть госсубсидий именно как дохода. Следует отметить, что речь не идёт о прямом увеличении капитала. Причины для этого чётко обозначены ниже.

Почему госсубсидии являются доходом?

Причины для этого таковы:

  • они поступают из иных источников, а не от какого-либо акционера;
  • они, как правило, небезвозмездны. Предприятие, получающее их, обязано выполнить определённые условия и обязанности перед теми, кто выдаёт субсидии. Следовательно, это доход, соотносящийся с тратами;
  • госсубсидии автоматически продолжают фискальную политику и имеют отражение в налоговых документах;
  • если госсубсидии получены в качестве компенсации (например, предприятие потерпело расход, убыток и нуждается в экстренной финансовой помощи), их признают доходом, полученным в течение определённого периода;
  • субсидии, относящиеся к сфере дохода, отражают в отдельном порядке или согласно общей статье о прочих доходах. Также их вычитают из расходов предприятия;
  • если речь идёт об активах немонетарного плана (земельных участках и др.), учёт ресурсов проводят согласно их справедливой и номинальной цене.

Субсидии, которые относят к активам, могут выглядеть как отложенный доход. Его включают в состав прибыли либо, наоборот, в убытки предприятия, если таковые имеются.

Включение происходит систематически, пока актив можно использовать в целях предприятия. Возвратные субсидии классифицируют согласно изменениям параметров стандарта МСФО (IAS)8.

О возврате госсубсидий

Любую субсидию, которую необходимо вернуть, учитывают в качестве пересмотра согласно расчётно-оценочным критериям. Принцип возврата денежных средств, в данном случае являющихся доходами предприятия или организации, учитывают так:

  • величина (несамортизированная) минус сумма, которую нужно вернуть;
  • признают превышение возвратной части денег (она выше этой величины в определённый расходный период).

Также допустимо будет увеличить стоимость актива согласно его балансу либо уменьшить сальдо доходов. При этом речь идёт о будущих периодах возвратной суммы.

Какую политику должно занимать предприятие?

Руководство предприятия или организации обязано обладать знаниями в сфере учётной политики, которая принята при выдаче госсубсидий. Следует чётко понимать, какие размеры и специфика свойственны этим денежным средствам и каким образом их положено регулярно отражать в финансовых отчётах. Также нужно учитывать и иную государственную помощь (если таковая имеется).

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 поясняет: когда приходится возвращать субсидию, имеющую отношение к активам, ест вероятность, что он может в ближайшее время обесцениться. Это нужно обязательно учитывать на практике.

Порядок раскрытия данных о госсубсидиях

Следует обязательно предоставлять информацию:

  • об учётной политике, в том числе способах, используемых в отчётах;
  • о величине и типе субсидий и иных форм государственного вспоможения;
  • о том, что какие-либо условия невозможно выполнить.

Безусловно, нужно предоставлять и информацию о тех видах помощи, которые государственными субсидиями, по тем или иным причинам, не являются и исключены из их списка.