Первая - это дискуссионный документ “Объединение бизнеса под общим контролем”, который вышел в ноябре прошлого года, и консультации по которому завершились как раз сегодня.
Общая идея разработчиков МСФО пришлась аудиторским экспертам по душе, а если говорить за частности, то они поддерживают применение двух разных методов в зависимости от того, присутствуют или нет неконтролирующие акционеры у организации-получателя.
Общая логика также возражений не вызвала, но лишь отчасти. В самом деле, если неконтролирующих акционеров нет, следует применять метод балансовой стоимости, потому что это оправдано с точки зрения затрат и выгод. Только вот использовать исключительно балансовую стоимость организации-объекта приобретения не стоит - вместо этого организации-приобретателю следует разрешить самой выбирать, какую именно брать, считают в Deloitte.
Эксперты поддержали идею перспективного использования балансовых стоимостей активов, обязательств, доходов и расходов приобретенной организации, начиная с даты проведения сделки, и без переподготовки информации до даты объединения бизнеса.
А вот метод приобретения там считают, в целом, более полезным источником информации для инвесторов и других пользователей отчетности, поэтому его следует по возможности применять чаще, чем это предусмотрено в публикации от IASB. Например, использовать его предлагают разрешить, если у организации есть какие угодно финансовые инструменты в публичном обращении - не только лишь акции, но и облигации, и любые другие, независимо от того, как в системе МСФО они будут классифицироваться (в качестве капитала или долговых обязательств).
Вторая публикация - это ограниченные поправки к стандарту IAS 21 на случай возникновения ситуации, когда отсутствует активные обменные рынки, и невозможно установить обменный курс. Они вышли в апреле, а публичные обсуждения также истекли ровно сегодня, 1 сегодня.
В описанной ситуации, если курс как таковой недоступен для использования отчитывающейся организацией, официальный курс - каким бы он ни был - не принесет отчетности особой пользы. Против этого в Deloitte возражений нет. Однако Совет по МСФО далее предлагает в этом случае проводить оценку самостоятельно, как если бы валюта подлежала свободному обмену, но аудиторские эксперты не считают такой вариант подходящим, поскольку точная оценка требует актуальных экономических данных (в том числе по инфляции), которых может и не быть. Каким тогда окажется качество и польза от проведенной оценки? Вопрос риторический.
Они рекомендуют IASB поискать другое решение или решения, которые обеспечивали бы сравнимость отчетности организаций в этой непростой ситуации. Кроме того, определять возможность/отсутствие возможности проведения обмена валюты необходимо на уровне всей экономики, потому что, если такие ситуации случаются, они выходят за пределы отдельной организации. Это пример явлений, охватывающих экономику отдельной страны в целом. А раз так, возможно, IASB стоит подумать о характерных признаках, на основе которых можно было бы делать выводы о текущей ситуации с обменом валют.