Среди основателей стартапов женщин по-прежнему немного — 16%. Согласно статистике, цифра растёт из года в год, но всего на 1‒2%. На запуск собственного проекта решаются всё ещё в основном мужчины. Обсудим, какие барьеры стоят на пути развития женского технологического предпринимательства и как их преодолеть.
Образовательный вопрос
Один из барьеров, из-за которых женщины не идут в бизнес или не готовы его масштабировать, — это нехватка соответствующих знаний и навыков. Исторически сложилось, что девушки реже выбирают для себя профессии в области цифровых технологий и в технической сфере. По данным исследования, карьеру в IT сыновьям родители готовы рекомендовать в три раза чаще, чем дочерям. Как результат, девушки-подростки реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7% против 14% среди юношей).
Однако мы видим, что тенденция включения девушек в техническое и предпринимательское обучение меняется. Этому способствуют и общие настроения в обществе, и новые образовательные инициативы, поддерживающие развитие технологического предпринимательства в целом. Например, государственная программа «Стартап как диплом» с 2021 года введена в 40 российских вузах. Также по данным технического вуза топ-1 в России МФТИ, за последние пять лет число девушек-студенток выросло более чем на треть.
Из результатов указанного выше исследования видно, что каждая вторая женщина-предприниматель получала дополнительные знания в области ведения бизнеса. Сбер так же вносит свой вклад в повышение вовлечённости молодых людей в предпринимательскую среду через инструменты акселерации бизнес-идей от школьников 8‒11-х классов (SberZ) и студентов (SberStudent). В финале предыдущей волны школьного акселератора, например, большая часть призовых мест была присуждена именно девочкам 14‒15 лет, которые предложили инновационные идеи и смогли доработать их до реального бизнес-продукта.
Гендерные стереотипы
Ещё большую роль в ограничении развития женского предпринимательства по-прежнему играют стереотипы. Образ успешного человека в различных сферах деятельности в массовом восприятии прочно ассоциируется с мужчинами. Даже СМИ, которые специализируются на инвестициях и стартапах, раз за разом дискутируют о том, действительно ли женщины менее рациональны и склонны к риску. Тем временем статистика давно опровергла эти мифы. Исследование BCG и Masschallenge, например, показало, что стартапы, среди основателей которых есть женщины, возвращают 78% инвестиций, в то время как чисто «мужские» проекты — только 31%. Это работает и с венчурными фондами: компании, которые увеличивают долю женщин-партнёров, повышают прибыльность выхода в среднем на 10%, а общую доходность фонда — на 1,5% в год.
Женщины — фаундеры стартапов показывают высокие результаты и в России. Например, один из выпускников акселератора Сбера и 500 Startups — Sber500 — стартап Mishka AI. Светлана Захаренкова вместе с партнёром Андреем Тесленко придумала умного плюшевого медвежонка, который рассказывает сказки, разговаривает с ребёнком и помогает ему учиться. У медвежонка свой характер и голос, он постоянно узнаёт новые сказки и истории с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Стартап стал успешен в России и в этом году вышел на рынок США. В течение трёх лет стартап надеется стать одним из лидеров рынка умных игрушек для дошкольников в США и продавать до одного миллиона устройств в год.
Или ещё один из стартапов-выпускников Sber500 с женщиной-фаундером у руля — медицинская AI-платформа «Третье мнение», основанная Анной Мещеряковой. Анна и её команда разработали продукт, который на основе машинного зрения определяет патологии на медицинских снимках — рентгенах, УЗИ, МРТ. Компания уже реализовала 35 пилотных проектов для ведущих клиник по всей стране, в том числе центра Пирогова и сети частных клиник «Медси».
Это не единичные примеры «женских» стартапов наших акселераторов. На описание всех уйдёт не одна страница: это и управляемые со смартфона контейнеры для переработки отходов Win-Bin, и система для биометрической идентификации людей — Oz Forensics, и приложение для планирования меню на неделю Foodplan, и приложение для составления реального бизнес-плана для желающих основать собственный бизнес — сервис «Оценка бизнес-идеи», реализованная в СберБанк Онлайн выпускниками акселератора для сотрудников Сбера SberUp во главе с девушкой-основателем Светланой Дюденко.
Нет ролевых моделей
Мне кажется, потенциальным девушкам-предпринимателям также не хватает ролевых моделей: надо быть очень смелой, чтобы начать своё дело, когда не знаешь ни одного успешного стартапа с женщиной во главе. Всем участникам рынка надо больше говорить об успешных женщинах-фаундерах и инвесторах. Важно показать девушкам, которые только задумываются о создании своего дела, что они не одни.
И в целом публичность — большое подспорье в поиске инвестиций. Если инвестор слышал о проекте, он с большей готовностью согласится на встречу с компанией и будет сразу воспринимать проект как более конкурентоспособный и успешный. Sber500 стремится поддерживать своих участников не только деньгами и экспертизой, но и давать фаундерам возможность заявить о себе в СМИ, на конференциях и на демодне, куда мы приглашаем ключевых журналистов.
Венчурный рынок в России развивается бешеными темпами: в неспокойном 2020 году он вырос почти в два раза, и мы ожидаем, что по мере стабилизации ситуации темпы роста будут ускоряться. Доля женщин-фаундеров в российских стартапах так же растёт. Цифровизация позволяет женщинам развивать свой бизнес-потенциал. И главное, что важно понять: мы поддерживаем стартапы не потому, что их придумали женщины или мужчины, а потому, что команды на высоком уровне делают интересный и перспективный продукт, в котором мы видим потенциал. Так должны работать профессионалы в любой сфере, в любой отрасли, в том числе в венчуре. Если у тебя есть идея на миллион, нужно обязательно её реализовать.
Наталья Магидей, руководитель стартап-экосистемы Сбера