Как использовать MBTI для мотивации сотрудников

849
8 минут
Олег Солдатов
Эксперт по личной эффективности и межличностным коммуникациям, Learning Management and Development, Luxoft

Вопрос эффективной мотивации коллектива прорабатывается в любой компании, которая заботится о будущем и бережёт свои кадры. Каждого из нас мотивируют разные вещи, поэтому и к выбору стимулов сотрудников нужно подходить индивидуально. Олег Солдатов, эксперт Luxoft по личной эффективности и межличностным коммуникациям, расскажет, как правильно определить тип личности и найти правильный мотиватор, используя типологию MBTI.

Мотивация необходима во всех сферах жизни, она даёт нам силы не останавливаться на полпути и достигать поставленных целей. Над правильной, продуктивной мотивацией своих сотрудников в разных компаниях работают специалисты по HR, talent acquisition и внутренним коммуникациям. Для выявления подходящих стимулов используют разные тактики и методологии. В этой статье рассмотрим типологию Майерс – Бриггс, известную также как типологию MBTI.

Что такое MBTI?

Вполне возможно, вы уже слышали об американских исследовательницах Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс (MBTI), которые разработали свою типологию на основе трудов Карла Густава Юнга для профориентации женщин и демобилизованных военнослужащих во времена Второй мировой войны. Тест Майерс-Бриггс помогает определить способность человека к разным видам деятельности, его поведенческие особенности, деловые качества, предпочтительный режим работы, а также сильные и слабые стороны. В этой модели рассматриваются четыре базовых типа: статус, благосостояние, уникальность и самоценность. Зная, какому MBTI-типу соответствует человек, вы с большей вероятностью сможете определить его стимулы и выстроить правильную тактику взаимодействия с ним.

MBTI широко используется как в практической работе (в карьерном консалтинге, коучинге), так и в образовательных курсах (MBA). Одной из причин широкого применения системы является её удобство: она целостна, практична, не затрагивает клинические аспекты психологии, но на определённом уровне даёт понимание личности тестируемого, его сильных и слабых сторон.

MBTI представляет собой тест на соответствие человека четырём шкалам, каждая из которых имеет два полюса:

1. E–I — ориентация сознания. E — Еxtraversion, экстраверсия; I — Introversion, интроверсия.

2. S–N — способ ориентации. S (Sensing, ощущение) — ориентация на конкретное восприятие мира; N (iNtuition, интуиция) — ориентацияна интуитивную информацию, более абстрактное восприятие мира.

3. T–F — способ принятия решений. T (Thinking, мышление) — логическое взвешивание альтернатив, ориентация на нормы и правила; F (Feeling, чувство) — принятие решений на эмоциональной основе.

4. J–P — способ подготовки решений. J (Judging, суждение) — рациональность, стремление планировать и заранее упорядочивать информацию; P (Perception, восприятие) — иррациональность, привычка действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь на обстоятельства.

При сочетании вариантов образуются 16 различных типов, которые подробно описаны как самими Майерс и Бриггс, так и их последователями. Каждый тип имеет обозначение в виде четырёх букв. Например, ENTP расшифровывается как Extroverted Intuitive Thinking Perceiving, или Иррациональный Интуитивный Логический Экстраверт.

Как быстро определить тип по MBTI

Определить «на глаз», не прибегая к тестированию, тип личности достаточно сложно, особенно непрофессионалу. Однако в нашем случае, чтобы найти наиболее подходящие каналы мотивации конкретного человека, нужно использовать не все, а только пару параметров – E/I и N/S.

Рассмотрим вначале пару E/I. Это хорошо известные всем экстраверты и интроверты.

E/I: Экстраверты и интроверты

Часто основным критерием здесь является общительность человека: экстравертами считают коммуникабельных людей, а малообщительных автоматически записывают в интроверты. Конечно, данная категоризация гораздо сложнее. К тому же не стоит забывать о том, что у каждого человека имеются и те, и другие признаки, просто один из них преобладает.

Тип E рассматривает мир как набор разных, достойных внимания объектов. Взаимодействуя с этими объектами, экстраверты заряжаются энергией. В то же время для них важно делиться с миром собой – своими мыслями, эмоциями. Отчасти поэтому представители этого типа чаще заметнее, их присутствие ощутимее, их видно и слышно. Типу Е часто присущи такие черты как активность, открытость, эмоциональность и импульсивность, желание привлекать к себе и удерживать внимание, лёгкость в создании новых и поддержании имеющихся контактов.

Тип I очень трепетно относится к своему внутреннему миру. Интроверты черпают силы внутри себя, поэтому для восстановления им необходимо физическое уединение. Если экстраверты активно транслируют себя, свою личность во внешнюю среду, то интроверты аккумулируют свою энергию внутри, выпуская часть себя вовне взвешено, дозировано и тщательно отфильтровывая. Часто людей этого типа объединяют следующие черты: вдумчивость, целеустремленность, наблюдательность, склонность к глубокому анализу происходящего, некоторая скрытность.

S/N: сенсорики и интуиты

Тип S (сенсорики) объединяет людей, которые ориентируются в происходящем, руководствуясь информацией, поступающей посредством 5 органов чувств. Сведения обрабатываются здесь и сейчас, анализируются, а затем выдаются решения – именно такой алгоритм действий считается наиболее привычным для сенсориков. Представителям данного типа свойственны рациональность, практичность, внимательность и умение быстро включаться в процесс и понимать его.

Тип N (интуитов) условно от сенсориков отличает то, что интуиты воспринимают окружающую действительность, активно подключая интуицию. При обработке поступающей информации тип N прибегает к построению неочевидных связей и параллелей между событиями и явлениями, проявляет дальнозоркость, умение продумывать возможные варианты развития событий, мыслить out-of-the-box (нестандартно) и видеть всю картину целиком.

Подумайте о своих знакомых, близких и родных и попробуйте соотнести их с предложенными типами. Вы увидите, что это достаточно интересная практика, доступная для каждого из нас.

Что мотивирует разные группы

На основе двух описанных параметров мы можем получить 4 разных сочетания – ES, EN, IS и IN – которые мы назовём «группами мотивации». Рассмотрим каждую из них подробнее.

ES — группа мотивации «Статус»

Представителей этого типа, как правило, видно сразу – они сами стремятся выделиться, создать контакт с наибольшим количеством людей и установить максимальный контроль над происходящим. Люди группы ESмыслят масштабно, стремятся занимать руководящие должности, брать на себя большое количество задач и вести грандиозные проекты. Для них важен престиж и значимость их деятельности.

Наиболее эффективным форматом мотивации и поощрения представителей группы «Статус» будет публичное признание их успехов и важности их работы. Не забывайте отмечать вклад ES в общее дело, его значимость, вес и ценность.

IS — группа мотивации «Благосостояние»

Этот тип более, чем другие, ориентирован на материальные запросы; для представителей группы особенно важны стабильная заработная плата и комфортные условия труда. Такие люди обычно чётко определяют свой пул обязанностей, замыкают на себя решение определённых вопросов и очень не охотно впускают кого-то на своё поле деятельности. При всём этом в рабочих условиях такие сотрудники готовы помогать и включаться в решение вопросов своих коллег.

Группа мотивации «Благосостояние» составляет устойчивое ядро любого коллектива, и очень важно, чтобы её интересы были удовлетворены. Среди работающих стимулов IS – достойная, вовремя выплачиваемая зарплата, хороший офис, наличие определённых бонусов, чувство уверенности в завтрашнем дне. Этому типу не нужны революции; он готов проявлять лояльность и играть по установленным правилам в ответ на доброжелательное отношение, заботу и обеспеченный комфорт.

EN — группа мотивации «Уникальность»

Считается, что представителям данной группы чуждо брать на себя большую ответственность, занимать руководящие позиции и контролировать других. Однако им важно себя проявить. Поэтому именно такие люди часто генерируют интересные идеи, предлагают нестандартные подходы к решению вопросов, проявляют креативность и внедряют инновации в бизнес-процессы.

Представителям типа EN важно чувствовать, что в коллективе понимают их уникальность и ценят её. Покажите им, что видите их исключительность и благодарны за то, что они используют свои таланты на благо общего дела. Эффективной мотивацией в данном случае будет индивидуальный подход в установке правил, а точнее в их послаблении для конкретного сотрудника (частичная отмена дресс-кода, гибкий рабочий график и т.д.).

IN, группа мотивации «Самоценность»

Представители этого типа — хорошие аналитики, оптимизаторы, коммуникаторы. Их отличает стремление к независимости, они меньше всех заинтересованы в материальных стимулах. В их головах рождаются самые глубокие идеи. Главное для них — интерес, саморазвитие, возможность учиться, повышать свою ценность. Поэтому отчасти их сложно мотивировать привычными способами.

IN любят углубляться в решение узкого круга исследовательских задач и заниматься значимыми проектами, но, желательно, разделяя ответственность за результаты с другими. Чтобы мотивировать представителей этой группы, дайте им возможность спокойно заниматься интересными для них делами, тщательно прорабатывая все вопросы, не прерывайте их деятельность внезапными поручениями и не беспокойте лишний раз напоминаниями о дедлайнах. Обучающие курсы, возможность развиваться и повышать квалификацию — также важные стимулы для IN, ведь они – вечные студенты.

Где и как применять на практике разные типы мотивации

Безусловно, предложенное разделение на типы — достаточно общий подход, который, однако, получил признание и вошёл в ежедневную практику огромного количества специалистов, работающих над привлечением и удержанием сотрудников внутри организаций. Вы можете применять его, начиная уже со стадии интервью при приёме на работу: если ваша компания ориентирована на передовую деятельность,уникальность и инновационность идей — вам стоит обратить внимание на кандидатов типа EN. Если вы работаете в сфере Research and Development — набирайте больше IN. Помните, что, большая концентрацияСтатусных ES в компании может превратить рабочий процесс в своеобразный «конкурс красоты», победителем которого становится не самый эффективный сотрудник, а пользующийся наибольшим признанием среди коллег. Ну и универсальным правилом для разных компаний будет то, что надежную основу любой команды составят Трудолюбивые IS.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...