Суды, включая ВС, пресекли активную налоговую оптимизацию под предлогом пропуска срока на 25 дней, в течение которых следует отчитаться за квартал, в котором уменьшена налоговая база.
ООО "М" приобрело недвижимость – 16 производственных помещений и сооружений – у ООО "И" в феврале 2016 года. Общая стоимость – около 192 млн рублей, в том числе 30 млн НДС – по договору должна была быть оплачена частями в течение 2016 года. Однако по факту продавцу поступило в общей сложности лишь 34 млн.
Имущество сдавалось в аренду (похоже, что каким-то еще "своим" фирмам), а входящий НДС по указанной сделке заявлялся к вычету частями в течение трех лет. ООО "М" и не скрывало, что делалось это для минимизации налога к уплате.
Последняя порция вычетов, причем, самая весомая – 20,5 млн рублей – была включена в декларацию за 1 квартал 2019 года, которую сдали, соответственно, уже в апреле. Как выяснилось, в последний день 1 квартала ООО "М" продало 21 объект недвижимости (возможно, включая приобретенные в 2016 году). Причем, покупателями стали то же ООО "И" и гражданин Х., являющийся директором ООО "И". Так что возник существенный НДС к уплате, который, конечно же, надо было минимизировать. Так что старые вычеты, по мнению фирмы, оказались очень кстати.
Но такое мнение совершенно не разделили налоговики, а впоследствии и суды, включая ВС (дело А63-4186/2020). Доначислен был не только НДС в сумме срезанных вычетов, но еще и более 5 млн рублей в виде пеней и штрафов.
Причина – пропуск срока на заявление вычетов. С одной стороны, с 1 квартала 2016 года до 1 квартала 2019 – как раз три года. С другой стороны, декларация была подана в апреле, то есть уже во втором квартале 2019 года. И суды решили, что не следует продлевать трехлетний срок, отведенный на заявление вычетов, на срок, отведенный на подачу декларации.
Истец попытался зайти с другой стороны – якобы, на учет (на 08 счет) объекты были приняты гораздо позднее, чем в 1 квартале 2016 года (когда именно – не уточняется). Так что в апреле 2019-го три года еще не истекли – отсчитываются они с момента, когда выполнены все услвоия для вычета НДС, в том числе, принятие на учет. На это суды возразили, что в аренду имущество начало сдаваться сразу же, значит, по факту считается принятым на учет, опять же, в 1 квартале 2016 года.
Не отменил такой подход и ВС, правда, там судьи не сильно заморачивались обстоятельствами дела, что можно увидеть из неточных формулировок определения 308-ЭС21-13958.