Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который представляет интересы преимущественно крупного отечественного бизнеса, провел анализ рисков, которые несет для российских компаний и государственного бюджета присоединение к глобальной реформе корпоративного налогообложения под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Двадцатки» (G20). Реформа предусматривает, в частности, введение минимального эффективного налога на глобальные прибыли транснациональных компаний в размере 15% с 2023 года.
Эксперты считают, что предприятия после введения такого налога могут столкнуться с тем, что не смогут реализовать инвестиционные проекты без государственной поддержки. В РСПП полагают, что, если какие-то из льготных режимов будут ликвидированы из-за реформы ОЭСР, то государству, возможно, придется готовить альтернативные механизмы господдержки инвестиций.
«Независимо от участия в глобальной реформе российские группы все равно попадут под ее действие в других странах своего присутствия (в том числе на уровне зарубежных холдингов). Таким образом, РФ не сможет защитить интересы российского бизнеса, если откажется от участия в реформе», — говорится в заявлении налогового комитета по итогам анализа.
В РСПП опасаются, что реформа может поставить под угрозу льготные налоговые режимы в России — СПИК (специальные инвестиционные контракты) и ОЭЗ (режим особых экономических зон). Хотя отмечается, что проект не запрещает налоговые льготы, на деле они снизятся или нивелируются, поскольку зарубежные юрисдикции присутствия российской группы смогут добрать налог, недоплаченный в России, если налог на прибыль в РФ ниже 15%.
Еще летом высший политический орган Европейского союза, Европейский совет, в лице его главы Шарля Мишеля назвал исторической договоренность членов «Большой двадцатки» (G20) о международной реформе налогообложения. Мишель также назвал это шагом в направлении более справедливого мира.