В VK сменился владелец и менеджмент. Как это повлияет на стоимость акций?

527
6 минут

Что случилось?

Вчера, 2 декабря, стало известно, что холдинг USM Алишера Усманова вышел из капитала VK (бывшая Mail.ru Group), продав свою долю в АО «МФ Технологии» (контролирует 57,3% голосующих акций VK) группе СОГАЗ.

По словам основателя USM, миллиардера Алишера Усманова, холдинг выходит из капитала компании, «оставляя ее на пике показателей как по количеству аудитории, так и по финансовым метрикам, что вселяет уверенность в ее будущем».

Акции VK позитивно отреагировали на новость о сделке. В ходе торговой сессии 2 декабря бумаги компании на максимуме росли на 8,9%, до ₽1378,6. Торговый день бумаги VK закрыли ростом на 6,58% (₽1348,2).

Уже 3 декабря еще один акционер «МФ Технологии», Газпромбанк, решил передать холдингу «Газпром-Медиа» 45% компании. В «Газпром-Медиа» в свою очередь подчеркнули, что «VK продолжает сохранять статус независимой компании и развивать собственную цифровую экосистему». Тогда же стало известно, что Борис Добродеев, который возглавлял VK с 2016 года, покинет свой пост. Его место, по словам источников РБК, займет первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко.

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Динамика акций VK

Акции VK получили листинг  на Мосбирже в июле 2020 года. Изначально бумаги торговались только на Лондонской бирже, однако позже было принято решение разместить акции в России, чтобы акции могли покупать российские инвесторы.

В первые несколько месяцев бумаги выросли почти на 50% до ₽2448, однако потом начался нисходящий тренд, который длится уже больше года. 26 ноября акции обновили исторический минимум, достигнув ₽1203. Падение с максимальных отметок составило 50%.

Акции VK выглядят недооцененными по отношению к другому российскому IT-гиганту — «Яндекс». Мультипликатор  P/E  (24,2) почти в 7 раз меньше, чем у конкурента (164,3), а показатель EV/ EBITDA  почти в 6 — 10x против 58,7x.

Финансовые показатели VK

VK — крупный технологический холдинг, объединяющий коммуникационные и развлекательные онлайн-сервисы. Основной источник выручки VK — онлайн-реклама, на этот сегмент пришлось почти 38% выручки по итогам первого полугодия. Также большую долю занимают доходы от игр — почти 33%. Доходы от соцсетей/коммуникационных сервисов и образовательных платформ составили 15,5% и 6,5% соответственно.

Среди активов группы — три крупнейшие российские социальные сети — «ВКонтакте», «Одноклассники», и «Мой мир», а также почтовый сервис, портал Mail.ru, несколько мессенджеров, сервис частных объявлений «Юла», служба доставки Delivery Club, агрегатор такси, каршеринга и кикшеринга «Ситимобил», образовательные порталы GeekBrains и Skillbox и другие проекты. Все игровые проекты группы объединены в компанию My.Games, которая ориентирована на международный рынок. В совместном c предприятии «AliExpress Россия» компании принадлежит доля в 15%.

Выручка компании за третий квартал выросла год к году на 22,5%, до ₽30 млрд. Доходы от рекламы выросли на 28%, до ₽12,23 млрд. А сегмент игр не показал существенного прироста — всего +4,4%, до ₽8,88 млрд. Также медленный рост выручки показали коммуникационные сервисы — 7,7%, до ₽4,4 млрд. Наиболее быстрорастущим сегментом оказались образовательные платформы, доход от этого направления вырос в 2,32 раза, до ₽2,17 млрд.

В сегменте социальных сетей заметны почти нулевые темпы роста аудитории. В третьем квартале 2021 года средняя месячная аудитория «ВКонтакте» в России составила 72 млн пользователей, при этом дневная аудитория — 46,2 млн пользователей (рост всего 0,2% год к году). Среднее время использования мобильной версии «ВКонтакте» в августе составило около 33 минут в день, около 48 минут в день — для наиболее активной группы пользователей в возрасте 12-24 лет. При этом заметно сокращение проведенного времени в приложении по отношению к маю этого года — среднее время использования приложения составляло 35 минут в день, и 53 минуты среди пользователей в возрасте 12—24 лет. В «Одноклассниках» ситуация хуже — количество пользователей сократилось с 38,1 млн до 38 млн квартал к кварталу.

В сегменте игр также наблюдается снижение аудитории. Средняя месячная активная аудитория достигла 21,4 млн во втором квартале при доле платящих пользователей в 4,7%. Тогда как в третьем квартале среднее количество пользователей сократилось до 21 млн, а доля платящих игроков упала до 4,32%. Из положительных моментов — рентабельность по EBITDA выросла с 20,2% до 24,2% год к году. В последнее время у компании не было запусков новых продуктов собственной разработки. Однако руководство отмечает, что сейчас студии MY.GAMES активно разрабатывают 20 новых проектов на ПК, консолях и мобильных платформах.

Фото:Shutterstock
Фото: Shutterstock

Зачем VK новым совладельцам?

Глава совета директоров СОГАЗа Алексей Миллер объяснил, что покупка доли в «МФ Технологии» рассматривается, как «перспективная стратегическая инвестиция». По словам источника РБК, близкого к одной из сторон сделки, «Газпрому» нужно больше контроля над VK, чтобы построить конкурента Сбербанку. «У «Газпрома» есть подписка «Огонь», которая является аналогом экосистемы, но в которой все сервисы объединены на равных партнерских условиях. Сервисы VK могут быть встроены в эту подписку, и ИТ-компании такое партнерство может нравиться больше, чем руководящая роль «Сбера» в «О2О Холдинг», — отметил собеседник РБК.

Мы опросили аналитиков, чтобы выяснить, стоит ли ожидать изменений в стратегии группы в связи со сменой владельца и менеджмента:

Виктор Дима, партнер, директор департамента анализа акций АТОН:

«В краткосрочном периоде я бы не ожидал больших изменений. Долгосрочно, чтобы улучшить темпы роста, необходимо повысить уровень монетизации социальных сетей и увеличить вовлеченность пользователей. Кроме того, сегмент игр последнее время замедлился, и для общего роста компании необходимо будет показать улучшение роста в этом сегменте».

Отвечая на вопрос об интеграции с «Газпром-Медиа», Дима сказал, что затрудняется привести пример успешной интеграции социальных сетей и традиционных медиа: «Хотя кооперация и возможна, это все же разные бизнесы, которые имеют разную стратегию монетизации и разные принципы вовлечения пользователей».

Константин Асатуров, директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал»:

«Сама передача доли Газпромбанком в адрес «Газпром-Медиа» (ГПМ) мало что меняет для VK. Однако для «Газпром-Медиа» это интересный шаг, который позволяет диверсифицировать бизнес, ориентированный на ТВ, в сторону интернета и различных онлайн-сервисов. Мы не исключаем, что скоро может смениться почти весь топ-менеджмент VK, после чего можно рассчитывать на какой-то анонс новой стратегии холдинга».

По словам эксперта, коллаборация с ГПМ может вылиться в агрегированную платформу и экосистему, способную побороться с конкурентами в лице «Яндекса», Сбербанка или «Тинькофф».

Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс»:

«То, что структуры «Газпрома» меняют схему владения и менеджмент, и инвесторы восприняли негативно. Возможно, опасения связаны с тем, что VK станет донором для медиахолдинга. Но пока ясности нет, инвесторам никаких сигналов относительно стратегии компания не дает. Перераспределение активов внутри группы, на мой взгляд, само по себе не несет системных рисков».

Аналитик BCS Global Markets Мария Суханова:

«При USM у менеджмента VK была довольно высокая свобода действий, и на данном этапе непонятно, какого подхода будут придерживаться СОГАЗ и Газпромбанк».

Никто из экспертов не стал изменять целевую цену по акциям VK, несмотря на смену владельца и менеджмента. Согласно данным Refinitiv, консенсус-прогноз по бумагам IT-холдинга — ₽2395 (потенциал роста более 90%).

  • Комментарии
Загрузка комментариев...