По данным Bloomberg, Apple подарила самым талантливым инженерам бумаги на сумму от $50 тыс. до $180 тыс., чтобы сотрудники не ушли в Meta.
О мотивационной программе объявил и «Сбер». Банк будет выбирать 1 тыс. лучших работников каждый год и вознаградит их собственными акциями. Несколько лет назад похожую систему запустил «Яндекс», там планировали направить на мотивацию сотрудников до 20% капитала.
«Такая система поощрений действенна только в тех компаниях, где сотрудники верят в будущее, в ликвидность этих акций и опционов. Было много примеров, когда людям дарили опционы, но потом становилось ясно, что стартап дальше не полетит.
Во-вторых, такой подарок не означает, что акции можно сразу же продать. Есть условие, определенный период, когда с ценными бумагами нельзя предпринимать никаких действий. Поэтому, конечно, это очень сильный сдерживающий фактор, особенно, если ваши акции растут. Уже есть ряд компаний, которые с этим работают, та же самая Meta. При этом У эйчаров есть такой инструмент — возможность выкупа. Когда сотрудника переманивает другая компания, то она, если специалист очень ценный, компенсирует стоимость опциона», — сказала руководитель «Лаборатории карьеры» Алена Владимирская.
Российские компании также задумались о мотивации сотрудников, но другими способами. Сооснователь сервиса «Битрикс24» Сергей Рыжиков уверен, что мотивировать сотрудников можно и без раздачи акций, эффективнее привязать годовой бонус сотрудников к доходности компании:
«Существует целый комплекс поощрений от достаточно традиционных вещей до предложения партнерства в компании, когда сотрудники, разработчики, маркетологи, специалисты становятся партнерами и получают прибыль вместе с компанией.
Такой метод поощрений очень эффективен и нравится работникам, которые разделают ценности компании и готовы двигаться вперед. Но не всегда такая мотивация работает».