Применение МСФО

Использование международных стандартов финансовой отчётности в первый раз — нелёгкое испытание для любой организации. Главное — чтобы всё прошло с минимальной болезненностью и успешно, поэтому сотрудникам рекомендуется учитывать ряд важных организационных и практических моментов.

Нормативы и стандартизация

Первым делом, необходимо тщательное изучение документов по стандартизации:

  •  МСФО (IAS) 1 — о том, как нужно предоставлять финотчётность.
  •  МСФО (IFRS) 1 — о первом использовании методов международной стандартизации.
  •  МСФО (IAS) — поясняет, как следует вести учётную политику, изменять бухгалтерскую отчётность и т. д.

Документ МСФО (IFRS) 1 даёт подробное представление о международной системе стандартизации, принятой в сфере финотчётности. Стандарт поясняет:

  • принципы перехода организации к международным стандартам;
  • сверки, предоставляемые в отчётности;
  • допустимые исключения из правил в случае первоначального признания.

Учётная политика согласно МСФО — тонкий и непростой вопрос, решение которого требует времени. Что касается основных моментов, диктуемых учётной политикой, их подробно раскрывает сама отчётность.

Известно, что в стандарт МСФО (IAS) 1, повествующий о порядке раскрытия информации, были внесены поправки. Благодаря им составлять примечания теперь стало значительно проще. Например, руководство компании имеет право предоставлять только те данные, которые для них принципиальны, на основании выбора.

Иные случаи раскрытия информации не подразумевают.
Что касается счетов, в них рекомендуется выделить следующие пункты: балансы внутри групп, порядок расчётов между сторонами и аналитические данные, позволяющие корректно работать в том или ином направлении.

Основные этапы перехода на составление ФО по международным стандартам финансовой отчётности

Процесс перехода на составление отчетности по International Financial Reporting Standards достаточно сложен, поэтому был специально разработан стандарт IFRS 1 «Первое применение МСФО».

Этот стандарт считается обязательным к применению всеми предприятими, которые впервые составляют финансовую отчетность в соответствии с International Financial Reporting Standards.

Стоит выделить основные подготовительные этапы:

  • Определение отчетной даты и даты перехода.
  • Формирование учетной политики.
  • Определение статей активов и обязательств.
  • Оценка активов и обязательств.
  • корректировка величины капитала и резервов.

Методы составления отчётов

Руководству предприятия нужно определить, каким образом оно будет предоставлять в разные организации учёт согласно МСФО. В качестве основы можно взять отчётность РСБУ, а затем трансформировать данные в «МСФО-формат» с внесением определённых корректив согласно стандартизации.

Кроме того, допустимо использовать и параллельный учёт с параллельным занесением транзакций. В данном случае с целью внесения данных необходима другая инфосистема — разумеется, соответствующая нормативам МСФО.

Параллельный учёт в первый раз применяют в начальной стадии деятельности (например, когда компания только открывается). В иных случаях организация располагает определённым количеством входящих остатков, имеющихся на балансе. Их сбор, согласно стандартизации МСФО, возможен исключительно с применением трансформации.

Если организация работает уже давно, но, тем не менее желает использовать параллельный учёт, ей нужно провести расчёт всех входящих остатков, используя трансформацию, и только после этого приступать к регулярному ведению параллельного учёта.

Инструментарий для финотчётности

В качестве ресурсов и электронных инструментов для создания финотчётности используют:

  • перекладочные таблицы программы «Эксель»;
  • таблицы редактора «Ворд»;
  • встроенные макросы;
  • иные инфосистемы специального назначения.

Таблицы «Эксель» подходят для первых отчётов. От них можно впоследствии отталкиваться, составляя техзадание с максимальным учётом всей специфики, характерной для конкретного предприятия.

Автоматизацию информационных процессов можно внедрять и сразу, с условием наличия раньше управленческой отчётности согласно стандартизации МСФО. Если такой опыт был ранее, серьёзных сложностей с внедрением отчётности возникнуть не должно.

Немаловажно найти хорошего специалиста, занимающегося отчётами МСФО. С этой целью компании часто используют метод аутсорсинга либо возлагают эти обязанности на подходящего штатного сотрудника. Составляют МСФО-отчётность, обычно, в преддверии грядущего аудита, поэтому подготовку документов будет целесообразно обсудить с теми, кто займётся вашей аудиторской проверкой.

Предварительная работа с аудиторами

Для согласования единого формата и ориентировочного наполнения отчетности, необходимо у аудиторов запрашивать специализированный шаблон, рекомендованный ими для того, чтобы составить ее. Есть другой вариант — ознакомить аудиторов с собственными шаблонами для отчетности, если планируется именно их использовать для дальнейшей работы.

Изменения 2016 г. в форме поправок к МСФО (IAS) 1 «Инициатива в сфере раскрытия информации» привели к упрощению немного устаревшего подхода к используемой ранее структуре отчетности относительно размещения примечаний или раскрытий. Есть теперь также возможно просто не раскрывать сведения, если они не существенны для организации.

Шаблон отчетности от аудиторов может служить образцом, но в финансовой службе все равно придется провести немалую работу по определению, что именно нужно будет раскрыть или оставить и убрать, а также в какой последовательности. После согласования формата консолидированной финансовой отчетности (КФО), можно будет уже перейти и непосредственно к заполнению шаблона.

Уточнение момента перехода отчетности на МСФО

Подготовка полной КФО требует сбора данных за 2 периода и раскрытия баланса на 3 отчетные даты. Когда эта задача для организации чрезмерно сложна, возможно просто в 1-й год сделать предварительный вариант документа.

Главное условие в этом случае в отсутствии необходимой сравнительной информации — она содержит только 2 баланса, а также один отчет полученных доходов. Подобная отчетность аудируется в общем порядке, но используется ограниченно, и чаще всего именно для внутренних целей каждой компании.

Ограничение на применение документации отражается в тексте аудиторского заключения. Для этого применяют соответствующий абзац в рассматриваемом заключении, на который требуется всегда обращать должное внимание.

Например, используется правило о том, что не оспаривая фактажа достоверности предварительных данных КФО, важно обращать внимание на тот факт, что КФО подготовлена в рамках работы по переходу группы к КФО соответственно МСФО.

Только полный комплект документации по финансовой отчетности, который включает в себя полные КФО, а также отчетность об изменениях капитала и о передвижениях любых денежных ресурсов, с полной сравнительной информацией и примечаниями, способен обеспечить в итоге достоверное представление о положении компании и результатах реальной финансовой деятельности организации и группы организаций, которые используют при формировании документации International Financial Reporting Standards.

Отчет в рассматриваемом случае всегда будет предназначен для руководителей группы, чтобы обеспечить их необходимой информацией для дальнейшего перехода к использованию КФО соответственно МСФО.

Отчетные документы не следует использовать третьим лицам, и перед кем-либо мы не несем никакой ответственности за него, кроме участников процесса. Если третьи лица на основе этого отчета будут принимать какие-то решения, то ответственность за последствия в итоге лежат полностью на плечах этих лиц, а не авторов и аудиторов отчета.

Группа «Рускон», например, которая входит в состав ГК «Дело», уже выпустила в 2015 г. соответствующую предварительную отчетность, но без наличия сопоставимых данных. В 2016 г. была уже выпущена и полная отчетность, в которой уже содержатся сопоставимые данные.

Процесс поэтапного перехода на International Financial Reporting Standards существенно снижает в итоге нагрузку на местные финансовые службы, поскольку работа распределяется постепенно по времени.

Это позволяет:

  • лучше подготовить ситуацию к выпуску первой полной отчетности;
  • оперативно подтверждать данные для акционеров, используя сведения за определенный период.

Таким образом, переход на подобную отчетность полностью оправдан, и для компаний имеет соответствующие выгоды.

Логика подхода

Логический подход КМСФО обусловил правильный выбор принципа, отражающего суть госсубсидий именно как дохода. Следует отметить, что речь не идёт о прямом увеличении капитала. Причины для этого чётко обозначены ниже.

Почему госсубсидии являются доходом?

Причины для этого таковы:

  • они поступают из иных источников, а не от какого-либо акционера;
  • они, как правило, небезвозмездны. Предприятие, получающее их, обязано выполнить определённые условия и обязанности перед теми, кто выдаёт субсидии. Следовательно, это доход, соотносящийся с тратами;
  • госсубсидии автоматически продолжают фискальную политику и имеют отражение в налоговых документах;
  • если госсубсидии получены в качестве компенсации (например, предприятие потерпело расход, убыток и нуждается в экстренной финансовой помощи), их признают доходом, полученным в течение определённого периода;
  • субсидии, относящиеся к сфере дохода, отражают в отдельном порядке или согласно общей статье о прочих доходах. Также их вычитают из расходов предприятия;
  • если речь идёт об активах немонетарного плана (земельных участках и др.), учёт ресурсов проводят согласно их справедливой и номинальной цене.

Субсидии, которые относят к активам, могут выглядеть как отложенный доход. Его включают в состав прибыли либо, наоборот, в убытки предприятия, если таковые имеются. Включение происходит систематически, пока актив можно использовать в целях предприятия. Возвратные субсидии классифицируют согласно изменениям параметров стандарта МСФО (IAS)8.

О возврате госсубсидий

Любую субсидию, которую необходимо вернуть, учитывают в качестве пересмотра согласно расчётно-оценочным критериям. Принцип возврата денежных средств, в данном случае являющихся доходами предприятия или организации, учитывают так:

  • величина (неамортизированная) минус сумма, которую нужно вернуть;
  • признают превышение возвратной части денег (она выше этой величины в определённый расходный период).

Также допустимо будет увеличить стоимость актива согласно его балансу либо уменьшить сальдо доходов. При этом речь идёт о будущих периодах возвратной суммы.

Какую политику должно занимать предприятие?

Руководство предприятия или организации обязано обладать знаниями в сфере учётной политики, которая принята при выдаче госсубсидий. Следует чётко понимать, какие размеры и специфика свойственны этим денежным средствам и каким образом их положено регулярно отражать в финансовых отчётах. Также нужно учитывать и иную государственную помощь (если таковая имеется).

International Financial Reporting Standards 20 поясняет: когда приходится возвращать субсидию, имеющую отношение к активам, ест вероятность, что он может в ближайшее время обесцениться. Это нужно обязательно учитывать на практике.

Порядок раскрытия данных о госсубсидиях

Следует обязательно предоставлять информацию:

  • об учётной политике, в том числе способах, используемых в отчётах;
  • о величине и типе субсидий и иных форм государственного вспоможения;
  • о том, что какие-либо условия невозможно выполнить.

Безусловно, нужно предоставлять и информацию о тех видах помощи, которые государственными субсидиями, по тем или иным причинам, не являются и исключены из их списка.